Конструкт классного часа на тему Преподобный Святой Сергий Радонежский (3 класс)
Конструкт классного часа
Гилёвой Анны
Класс: 3
Тема: Преподобный Святой Сергий Радонежский (к 700-летию со дня рождения)
Форма: Этическая беседа.
Триединая цель: воссоздать атмосферу эпохи жития Сергия Радонежского, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления, обогащать словарь учащихся, воспитывать нравственные чувства учащихся, чувства прекрасного.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества, трудолюбие, воспитывать эстетические чувства с помощью иллюстраций, чувства патриотизма, уважение к своей родине, отношение к людям, животным.
Развивающая: развивать личностные УУД(самоопределение, через заинтересованное отношение к теме), развивать познавательные УУД: общеучебные(стремление к формулированию цели занятия, построение речевого высказывания), логические(анализ объектов, сравнение)
Образовательная: познакомить с жизнью Сергия Радонежского, совершенствовать понятие «святой», «преподобный», «инок», расширять словарный запас церковной лексики
Планируемый результат:
Личностный: проявляет уважение к Родине, к людям, к животным, бережное отношение к природе, проявляет эстетические чувства. формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание чувства ответственности.
Метапредметный: Дети способны высказать свою точку зрения, своё отношение к чему-либо(личностные ууд); показывают умение формулировать тему занятия совместно с учителем, понимание истории как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, демонстрируют начальные навыки построения речевых высказываний ( познавательные УУД, общеучебные); производят анализ объектов, сравнивают(Познавательные УУД, логические)
Предметный: проявляют знания о житие Сергия Радонежского , оперировать понятиями «святой», «преподобный», «инок», церковной лексики ,умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
Принципы воспитания и обучения
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.
Принципы обучения:
наглядности
доступности
систематичности
последовательности
Методы воспитания и обучения:
Методы воспитания: методы формирования социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа), методы стимулирования (поощрение и порицание)
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные, практические.
Дидактические средства:
Список литературы:
1.ФГОС НОО
2. http://ku96.ru/index/dostoprimechatelnosti_goroda_kamensk_uralskij/0-100
3. http://www.weddingpedia.ru
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
План:
1.Орг. момент
2. Мотивационно - целевой этап
3. Основная часть
3.1 Кратко о Сергие Радонежском
3.2 Житие Сергия Радонежского
3.3 Физминутка
3.4 Мини - викторина
4. Итог
Ход мероприятия
Этапы деятельности
Методы, приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент
Задача: собрать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность
По источнику получения знаний: словесные (беседа)
-Здравствуйте, ребята.
- Меня зовут Анна Александровна.
-Я рада вас видеть, присаживайтесь тихонечко на свои места.
Приветствуют педагога, аккуратно садятся за свои места.
2.Мотвационно-целевой этап
Задача:
смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, нацелить на формулировку темы классного часа.
По источнику получения знаний: словесные (беседа)
(слайд 1-8)
-Ребята, есть в Росси места, воспоминания которых побуждают встрепенуться каждое русское сердце. Одним из таковых мест является Троице- Сергеева Лавра, которая находиться в г.Сергиев Посад. Обратите внимание на карту.
(Удивительный вид открывается на Лавру с Блинной горы. На холме, сверкая золотыми куполами и крестами, окруженный величественными белоснежными стенами, застыл, словно придя из сказки, разноцветный каменный город».)
- Кто-нибудь бывал там? Расскажите.
-Кто знает кто был основателем Троице -Сергеевой Лавры? Поднимите руки.
(слайд 9)
-Я вам подскажу. Как вы думаете кто это у нас на слайде?
(Это Преподобный Сергий Радонежский, прочитать стихотворение :
Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь
К Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей .
-То есть, Преподобный Сергий был основателем Троице- Сергеевой Лавры.
-На сегодня 8 октября церковь чтит память Преподобного. На протяжении уже 700 лет в Лавру к Преподобному Сергию стекаются тысячи паломников. В чем же загадка в подобной притягательности к Святому? На этот вопрос мы с вами ответим в конце нашего классного часа и проверим, кто слушал меня внимательно, а кто нет.
Внимательно слушают стихотворение, высказывают свои предположения, о чем оно.
Благодаря стихотворению приходят к теме урока.
3.Основная часть
3.1 Кратко о Сергии Радонежском
Задача:
познакомить с детством Сергия Радонежского, обогатить понятиями словарный запас обучающихся
3.2 Житие Сергия Радонежского
Задача:
рассказать о житие святого.
3.3 Физминутка
Задача:
снять напряжение, увеличить продуктивность работы детей через смену вида деятельности
3.4. Мини-викторина
Задача:
ответить на вопросы, выбрав один правильный вариант
4.Итог
Задача:
подвести итог классного часа, проговорить, что нового узнали
По источнику получения знаний: словесные (объяснение)
-Ребята, я вот вам говорю Святой Преподобный Сергий Радонежский. А кто из вас знает, что значит святой? Кого называют святыми? Каких людей?
(Это люди, которые следовали заповедям Бога, всегда поступали по воле Божией.)
-Слово Преподобный? Что вы можете сказать? Как вы понимаете?
Это святой монах, который уходит в монастырь, чтобы там молиться Богу. Это люди особенно подобные Богу, приближены.
-Что вы знаете о Сергие Радонежском? Расскажите о его жизни.
В детстве он не умел читать, но потом чудесным образом научился грамоте. С раннего возраста Сергий Радонежский хотел уйти в лес, чтобы там молиться, но родители попросили его остаться, и он послушался их. После смерти родителей Преподобный Сергий со своим братом Стефаном ушли в лес. Брат вскоре ушел в монастырь и Преподобный Сергий остался один в лесу.
В скором времени слава о его подвигах дошла до людей, и вокруг него образовался монастырь – Троице- Сергиева Лавра.
- Сейчас я вам расскажу житие, то есть о жизни Преподобного Сергия подробнее.
(Слайд 10)
- Родители Преподобного Кирилл и Мария были людьми добрыми, благоверные и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников.
Благоверные – это люди, которые верят в истинного Бога, Божии угодники.
-Почему они были Божии угодники? (Угождали Богу, делали так, как Он велит.)
- У супругов было 3 сына Стефан, Сергий и Петр. Сергия крестили и дали ему имя Варфоломей ,т. к в этот день Церковь отмечает память святого апостола Варфоломея . Если перевести это имя с греческого, то имя означает сын радости.
-Преподобный Сергий, то есть Варфоломей в детстве отличался от других детей и не переставал удивлять родителей. Например, в среду и пятницу он отказывался пить молоко. Матушка беспокоилась поначалу, думала: малыш нездоров. Но потом поняла, что Сам Господь благословил Варфоломея с младенчества соблюдать установленный Церковью пост.
-Почему же Варфоломей не пил молока в среду и пятницу? (Это постные дни, в эти дни по церковному уставу нельзя есть мясо и молочные продукты.)
- Или еще момент, что Варфоломей все не мог научиться читать, когда был примерно вашего возраста. Он старался понимать все на уроках, не отчаивался, молился Богу и к нему пришел Ангел в образе старца и научил его читать. Вот такое чудо, которое предзнаменовало о его будущем.
-Вскоре семья Сергия Радонежского переехала в Радонеж, т.к. их притесняли татары, а в Радонеже было спокойно. Все чаще Варфоломей подумывал уйти в монастырь, стать иноком, монахом.
–Что значит «иноческая жизнь»? (Жизнь в монастыре.) Инок- православный монах или инокеня -монахиня
-Чем отличается монашеская жизнь от нашей? (Монахи посвящают себя Богу.)
-Но родители попросили его не уходить в монастырь, пока они не умрут. Как вы думаете, выполнил ли их желание Варфоломей? (Да.)
-О чем это говорит? (Он любил родителей, слушался их.)
(Слайд 11)
- После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково- Покровский монастырь. Но стремясь к «строжайшему монашеству», убедил брата Стефана, вместе основали пустынь на берегу реки, (около 1335 года) небольшую деревянную церковь. Брат вскоре ушел в монастырь и Преподобный Сергий остался один в лесу.
Существует такая легенда о Преподобном Сергие и медведе. Хотите послушать?(Да)
(Слайд 12)
Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения. А Преподобный, благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.
(Слайд 13)
-Сергий подавал во всем пример. Сам рубил, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал.
Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
(Слайд 14)
-Рассмотрите икону Преподобного Андрея Рублева
(Андрей Рублев был духовным учеником Сергия Радонежского) «Троица». –Кого вы видите на ней? (3-х ангелов.)
-Во имя этой Пресвятой Троицы Преподобный Сергий основал монастырь.
(слайд 15-16)
-За смирение, молитву, любовь к братии и неустанные труды Господь наделил Сергия даром совершать чудеса: он воскресил умершего мальчика, исцелял больных, в безводном месте извел из земли источник воды и др.чудеса...
-Своей молитвенной и подвижнической жизнью, кротостью и добротой Преподобный Сергий стал известен по всей Руси. Не только простые люди, но и князья приходили к нему за советом и просили молитв и помощи в государственных делах.
ФИЗМИНУТКА.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахатьШесть - за стол тихонько сесть.
(слайд 17-18)- И Преподобный не раз мирил поссорившихся князей, а московского князя Димитрия Донского благословил на Куликовскую битву с татарскими- завоевателями. И по молитвам Сергия и Божией Матери Господь послал русским войскам победу и избавление от рабства.
(Слайд 19)
-В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу
25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную»
Память преподобного совершается в день его преставления 8 октября и в день обретения его святых мощей 18 июля.Так Господь Бог прославил своего угодника (,т.к мощи святых не тленны.)
-С тех пор прошло 700 лет. Маленький монастырь в лесной чаще превратился в большую и красивую Лавру( Лавра – большой монастырь).
На слайде по очереди показываются вопросы с вариантами ответов. Предлагается ответить на вопросы, выбрав один правильный вариант.
1.Первое имя Сергия Радонежского(Варфоломей) 2.Кто научил читать Сергия(ответ-Ангел. на выбор изображения, добрых существ, например, домовой)
3.Чем Сергий удивил свою матушку в детстве.(по средам и пятницам не пил молоко)
4.Каким даром Господь наделил Сергия? (совершать чудеса)
5. о каком животном говорилось в легенде?(медведь)
-Итак. Ребята, вопрос, который я задала в начале классного часа. Я напомню : почему же люди тянутся к Преподобному?
( не прекращаются чудеса: исцеляются больные, улаживаются семейные несчастья, подается помощь в духовной жизни)
-Чему учит классный час?
Быть кроткими и смиренными
слушать своих родителей и учителей,
хорошо вести себя, стараться хорошо учиться.
Быть похожими на Сергия Радонежского
-Если у вас что-то не получается, особенно в учебе, что надо делать?
Внимательно слушают, отвечают на вопросы