Конспект урока по истории в 7 классе на тему Преподобный Сергий Радонежский


УРОК истории в 7 классе.
Тема урока: Преподобный Сергий Радонежский
Цель урока: Приобщение учащихся к почитанию памяти Великого Святого Сергия Радонежского.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с этапами духовного пути Игумена Сергия Радонежского
2.Подвести к пониманию роли Сергия Радонежского в истории Русского государства.
3. Мотивировать интерес учащихся к жизни Преподобного Сергия Радонежского
4. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, духовно- нравственных ценностей.
5.Способствовать развитию творческих способностей.
Тип урока: изучение новых знаний
Оборудование: проектор, фотографии, иллюстрации, портрет.
1. Орг. Момент: 1.Слайд 1). Эпиграф урока:
"Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное  таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.
В.О.Ключевский
-Кто этот человек, о котором сегодня будет идти речь? ( Дети отвечают).
- Сформулируйте тему урока? ( Учитель записывает тему на доске)
Слайд 2.2).Учитель объявляет цели урока: Преподобный Сергий Радонежский является выдающейся личностью, сподвижником Земли Русской, мы познакомимся с этапами духовного пути Преподобного Сергия Радонежского, постараемся понять, почему , за какие дела считают Сергия Радонежского великим деятелем России, почему мы считаем его учителем и устроителем России.
3 мая исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, этой дате мы посвящаем наш урок.
2.Актуализация опорных знаний:
Когда и где он родился, кто были его родители?
Как называли Сергия родители?
Чем отличался Варфоломей от других детей?
Были ли какие-нибудь чудесные явления, связанные с рождением мальчика?
Как получилось, что Варфоломей стал Сергием,как он жил один в лесу?
3.Создание и распространение нового типа монастырей.
1. ( Рассказ ученика, опережающее задание с использованием рисунка ученика).
После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу старшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец им полюбилось место, удалённое от дорого и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоночальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.
Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл вБогоявленский монастырь, а Варфоломей через старца Митрофана принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.
3.Слайд
Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом.
Слава о молодом отшельнике всё более распространялась. На третий год к нему стали приходить люди, желающие поселиться рядом с ним. Сергий не мог им отказать.Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Семеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять.
Не разрешалось вечером приходить друг к другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и развивать какое-нибудь творчество. Запрещалось ни при каких обстоятельствах не ходить по селам и просить подаяние. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.
Вспоминают случай, когда он 3 дня ничего не ел. Тогда он пошел к ученику и сказал "Я слышал, что тебе нужно построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?" - " Но ты ведь дорого возьмешь?" - "Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть хлеб". Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал, когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым словом не попрекнул ученика. Это был человек, который жил только для других. Не жалеть себя, отказывать себе - это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.
Какими качествами обладал Сергий Радонежский?
Ответ: Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям.
(Рассказ учителя ).
Сергий воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввёл его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились ученики Сергия. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. До этого в монастырях каждый жил и питался по своим средствам. По новому уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливым порядком. Преподобным Сергием и его прямыми учениками было основано 37 монастырей с общежительным уставам, введённым преподобным.
Итак, маленькая деревянная церковь в честь Святой Троицы, положившая начало величайшей православной обители на Руси.
4. Роль Сергия Радонежского в борьбе с монголо- татарами.
В то время, когда уже в течении века народ Руси был подавлен системой татаро-монголов, Сергий Р первым среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. В течении 40 лет Сергий настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной. Орда проводила политику разобщённости князей и народов Руси. А стратегическое направление деятельности Сергия заключалось в объединенииРодины. Святой одними из первых определил маленький провинциальный городок Москву – как столицу будущего могучего самостоятельного государства.
Сергий Радонежский был главным вдохновителем в подготовке великой Куликоской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал его как полководца великой битвы и победы. Как известно, по пути навстречу с мамаевым воском Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух и благословляя князя и всё войско на битву сказал: “Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов”, а затем понизив голос сказал тихо одному великому князю: “Победиши враги твоя”.
Зачитать отрывок из романа Дмитрия Балашова « Святая Русь». СТР.36.
Зачитать стихи ученицы 1985 года выпуска Гадецкой Е. Т.
1.1.Могучей волей одержим
Перед решительным сраженьем
К монаху Сергию спешит,
Князь Дмитрий за благословеньем.
2.Монах спокойно и учтиво
На князя смотрит , но не видит:
3.Перед глазами торопливо
.Мелькают тени страшной сечи,
«Погибнет много человече!
На битву с Богом отправляйся
Ты победишь – не сомневайся!»
4.Слайд
4. Князь на колени опустился
Пред старцем и перекрестился
Полы одежд к губам прижал,
И долго Сергий провожал
5.Через века смотрящим взором,
Среди усобиц и раздоров,
Вдальуходящего за Славой-
Монах увидел Русь Державой.
6. Святым знаменьем осенил,
С молитвою перекрестил.
3.1.На поле Куликовом ветер
Гуляет и хоругви рвет,
От нетерпенья конь ретивый,
Почуя битву, тихо ржет.
2. Мамая конница лихая
Копытом бьет, и стонет Русь,
К святым защитникам взывая:
«Свободы ль я, сыны, дождусь?»
5. Слайд
3.Безмолвно русичи стоят,
Размеренно неторопливо,
Коней перебирая гривы,
Лишь к небесам мольбы летят:
4. Не дрогнуть, честью все принять.
Даст Бог-победу одержать,
А нет…Чтож, мертвых не осудят!
И победителей не будет.
5. Выходит к войску Дмитрий князь.
Целует крест. Перекрестясь
Речь произносит очень кратко,
Смахнув слезу, тайком, украдкой.
6 . И словно с неба потеплело!
Молитва каждого согрела-
7. За сотни верст монах молился,
Челом об пол холодный бился
Не чувствуя себя и боли,
Предавшись только Высшей воле.
8. И вымолил с небес прощенье,
Услышал Бог его прошенье.
3.1. В слезах с молитвою последней
На обескровленных губах
На пол холодный повалился
Затворник келии- монах.
2.На поле боя Куликовом
Все стихло..
Враг сражен, разбит.
3.В изнеможении дружина
Уже Донского крепко спит.
4. А день 8 сентября
Запомнят люди, на века
Как Славы день Руси Великой
Свободной, единой, многоликой!