Конспект урока Путешествие к истокам Преподобный Сергий Радонежский


ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Цели:
- формировать представление о героическом прошлом русского народа и идеалах Древней Руси;
- способствовать формированию творческих способностей учащихся; развивать навыки анализа текста;
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: РКЧМП
Оборудование: путевые дневники (тетради), мультимедийная презентация по теме урока, репродукции картин: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная», А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»,аудиозапись колокольного звона, книжная выставка: Преподобный Сергий Радонежский. Зайцев Б. М.,1991, «И свеча бы не угасла…» Борисов Н.С. М., 1990.
План урока:
Стадия вызова (заполнение таблички «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»).
II. Стадия осмысления (работа в микрогруппах).
1. Составление и обсуждение вопросов;
2. Работа с текстом пособия «Путешествие к истокам»;
3. Отчет каждой группы по своему вопросу.
III. Стадия рефлексии: просмотр мультимедийной презентации «Жизнь Сергия Радонежского»; написание творческих работ.
Ход урока:
Стадия вызова. Учитель.
Ребята, есть имена, которые носили исторические личности, жившие в определенную эпоху, вершившие известные исторические деяния. Но есть имена, утратившие хронологическую связь с историческими событиями, переступившие границу того времени, когда жили их носители. Это стало возможным потому, что дело совершенное таким человеком, по своему значению далеко выходило за пределы своего века. Таково имя Сергия Радонежского. Ему посвящается наш сегодняшний урок, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Тема нашего путешествия – «Жизнь преподобного Сергия Радонежского». Какова основная цель нашего путешествия? В процессе исследования мы постараемся узнать как можно больше о жизни патриота своей страны Сергия Радонежского. Вы помните о том, что путешественники очень наблюдательны, а это значит, что вы должны все запоминать, все примечать. Кроме того, нам предстоит обобщить наши наблюдения в виде мини-сочинения о жизни великого святого, покровителя всех учащихся. Сегодня на уроке мы будем работать в микрогруппах по 4-5 человек. Для успешной работы мы с вами должны помнить о правилах:
- выслушай товарища, не перебивая
- уважай мнение других
- будь корректен в своих суждениях
- не забывай о правилах толерантности
Давайте подумаем, что интересного мы можем узнать о жизни Сергия и сформулируем вопросы, которые лягут в основу нашего исследования.
Стадия осмысления. Учитель.
Составление и обсуждение вопросов. Сейчас мы в дневнике путешественника составим табличку из 3 колонок: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Я предлагаю вам в течение 5 минут заполнить 1 и 2 колонки (индивидуально!).
После того, как дети заполнили таблицу, они выбирают самый интересный вопрос и обсуждают его в группе. Очень важно при составлении таблички соблюдать последовательность работы: сначала индивидуально, а затем в группах. Каждая группа разрабатывает « маршрут путешествия», т.е. выбирает вопрос, который бы все участники группы хотели изучить, и озвучивает его. После этого с помощью учителя группы конкретизируют свой маршрут, т.е. уточняют формулировку вопроса и готовят ответ на него с помощью статьи «Преподобный Сергий Радонежский» (стр.96-99) пособия «Путешествие к истокам»).
Работа с текстом пособия «Путешествие к истокам» стр. 96-99. (После прочтения статьи ученики отвечают на вопросы).
Варианты вопросов и заданий для групп.
1.Какое имя дали святому при крещении? Каким был Варфоломей в детстве?
2.Зачитайте текст пособия, где говорится о встрече Варфоломея со старцем.
Давайте обратимся с вами к картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Как изобразил художник Варфоломея?
На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?
На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры – мальчика и явившегося ему под дерево святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Художник передал умильное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно-умильные устремлённые на схимника глаза полны молитвы; молится и весь пейзаж, преображённый рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывает самые глубокие тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты. И мы слышим слова святого: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».
3. Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)
4. Для чего он ушёл в пустынь? Почему стал монахом? (монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям).
5. Какие испытания ему пришлось пройти? Какие трудности преодолеть? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, молитвой прогонял бесов)
6. Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)
7. Какие черты характера свойственны отцу Сергию? (глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле) .
8.Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле)
9. Какое значение имеет для всей России встреча Сергия Радонежского и Дмитрия Донского?
В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию
Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.
Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.
Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:
- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти помощник и заступник!
И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:
-Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.
Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй – Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения – островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
-Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
-Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей.- Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами. Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой.
Перед вами репродукция картины А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле». В утреннем тумане чётко вырисовываются русские воины. Художник передаёт решимость биться до конца, нетерпеливое ожидание начала сражения. М.Авилов изобразил поединок Пересвета с Челубеем. Пронзили друг друга два поединщика копьями.
Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод? (молитвенник и заступник за Русскую землю)
Какими чертами характера обладает святой? (Смирение, милосердие, подвижничество, прозорливость, нравственная красота. Он рассматривает жизнь как общественное служение )
Чему он посвятил всю свою жизнь?
(Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная». Мощи Сергия Радонежского находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Заглянем и мы в лавру. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой.)
Отчет каждой группы по своему вопросу.
В то время, как группа выступает по своему вопросу, остальные учащиеся делают пометки в колонке «Узнал» (индивидуально). После выступления группы 1-2 ученика зачитывают свои записи.
Учитель. Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.
Звонят колокола, на их фоне звучит стихотворение И.С.Аксакова «Всенощная в деревне»:
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
и звон смиряющий
Всем в душу просится,
окрест сзывающийвполях разносится.
И стар, и млад войдёт:
Сперва помолится,
Поклон земной кладёт,
Кругом поклонится...
И стройное клирное
Несётся пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся,
Ограде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано…
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящимилучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
Стадия рефлексии. Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте ответим на вопросы: чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?
Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию? Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать жизнь святого? Дома, ребята, напишите синквейн или мини сочинение «Каким я увидел Сергия Радонежского?» Святой трудился, молился. Скромный, доброжелательный, строгий
чудотворец!
Домашнее задание: прочитать статью пособия «Сказание о Борисе и Глебе» стр. 101-102.
Литература:
Борисов Н.С. «И свеча бы не угасла…». М., 1990.
Зайцев Б.М. Преподобный Сергий Радонежский. М.,1991.
Интернет-ресурсы:
http://www.kv.orthodoxy.ru/http://icona.ru/