Внеурочная деятельность — кружок Юный эколог


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
Обсуждена и рекомендована Рассмотрено методическим Утверждаю
к утверждению педагогическимсоветом образовательногоДиректор школы
советом школы учреждения ___________ Т.Н. ЕмельяненкоПротокол № ___ от ______2014 г. Протокол № __ от ____.2014 г. Приказ № _____ от_______2014
М.П.
Программа
дополнительного образования детей
по эколого-биологическому направлению
кружок «Юный эколог».
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Срок реализации 2014-2015 учебный год
Составила программу:
Селиверстова Л.И. учитель биологии
МБОУ Советской СОШ
ст. Советская
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа Дополнительного образования составлена на основании:
- Конституции Российской Федерации,
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
- письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 №06-1844,
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06.10.2004 № ПК-2,
- Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»,
а также в соответствии:
- с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области»;
- Уставом школы, со школьным Положением о дополнительном образовании;
-с Лицензией на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам №0000539 от 26 июня 2008г.
Направленность образовательной программы - эколого-биологическая, она опирается на знания биологии и экологии и углубляет их.
Цель программы: воспитание у обучающихся убежденности в необходимости охраны природы, её изучения, формирования экологического понятия о целостности природных комплексов, их динамики и путях рационального использования.
Задачи:
овладение знаниями о живой природе, методами познания, учебными умениями;
формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры на базе знаний и умений;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
организация учебной деятельности учащихся: с учебником, натуральными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками знаний;
генетическое воспитание и формирование здорового образа жизни;
развитие личностных психологических особенностей памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности и любознательности;
вооружения методами изучения основ науки, умениями наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, проводить исследования, овладевать приемами работы со справочной литературой.
Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед современной школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, характеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу призван курс кружка «Юный эколог».
В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений и животных природных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о природных сообществах для обоснования природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Программа курса построена на основании экологического раздела программы по биологии 8-9 классов. Большое внимание при разработке программы кружка «Юный эколог» уделено привитию практических навыков поведения в природе.
Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов.
Курс дополнительного образования рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа кружка «Юный эколог» предусматривает проведение занятий в форме комбинированных лекций, практических работ, экскурсий.
В ходе работы кружка с целью контроля уровня обученности учащиеся выполняют работу по выбору:
защита реферата,
разработка проекта,
выполнение творческого задания.
Требования к уровню подготовки учащихся.
После изучения данного курса учащиеся должны
Знать:
правила безопасности работы в природе;
технику практических работ с природными объектами;
охраняемых животных и растения Ростовской области;
основные методики изучения живых объектов.
Уметь:
осуществлять с соблюдением техники безопасности изучение живого объекта
работать в группе;
организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой;
наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе и в повседневной жизни;
писать рефераты, придерживаясь определенной структуры;
определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
тактично доказывать свою точку зрения при защите реферата, проекта.
Календарно-тематический план
дополнительного образовательного курса «Юный эколог»
№ п/пНаименование раздела и темы занятия
Часы учебного времени Сроки прохождения Приме-
чаниеплан факт Введение 1 Введение. Что такое экология. 1 02.09. 2 Экологические проблемы в современном мире, пути их решения. Экологические проблемы нашей местности. 1 09.09 Тема 1. Условия жизни организмов
3 Факторы и условия среды. Их значение для жизни организмов. 1 16.09. 4-5 Практическая работа 1, 2 – знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях ст. Советской. Уход за растениями в цветниках. 2 23.09.-30.09. 6 Влияние деятельности человека на условия жизни растений и животных. 1 07.10. 7 Экскурсия «Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки».
Уборка мусора по пути следования. 1 14.10. 8 Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга. 1 21.10. 9 -10 Экскурсия «Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Оценка влияния деятельности человека на природное сообщество водоема методом биоиндикации». Уборка мусора по пути следования. 2 28.10.-11.11. 11 Понятие о сукцессии. Роль человека в смене природных сообществ. Оформление стенда «Мир вокруг нас» по итогам экскурсий. 1 18.11. Тема 2. Природные сообщества 12 Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика. 1 25.11. 13 -
14 Экскурсия в парк.
«Описание природного сообщества. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе. Составление карты сообщества».
Уборка мусора по пути следования. 2 02.12.-09.12. 15 Экскурсия «Жизнь леса зимой». 1 16.12. 16 Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на смену сообществ. 1 23.12. 17 Организм и среда. 1 30.12. 18 Сукцессия. Приспособленность растений к меняющейся среде обитания. Бобры. Их влияние на жизнь поймы реки. 13.01. 19 Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов. 1 20.01. Тема 3. Связи в природном сообществе 20 Взаимосвязи в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация) 1 27.01. 21 Экскурсия «Наблюдение взаимоотношений в природном сообществе». 1 03.02. 22 Модели экологических систем (аквариум, космический корабль) 1 10.02. 23-24 Практическая работа «Создание моделей экологических систем из пластиковых бутылок – водоем, луг, пустыня» 2 17.02.- 24.02. Тема 4. Человек и природа 25 Хозяйственная деятельность человека в природе. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее. 1 03.03. 26 Охрана природы. Красная Книга, ее роль в охране природы. Природоохранные территории, их виды, задачи. 1 10.03. 27 Охраняемые территории Ростовской области. 1 17.03. 28
Редкие и исчезающие виды животных и растений, их охрана. 1 07.04. 29 Редкие животные и растения Ростовской области 14.04. 30 Живая и неживая природа – единое целое. Жизнь на Земле и ее многообразие – общечеловеческое достояние. 1 21.04. 31 Биосфера. 1 28.04. 32 Экология человека. 05.05. 33 Практическая работа по озеленению территории школы. 12.05. 34 Практическая работа по озеленению территории школы. 1 19.05. 35 Подведение итогов работы кружка 1 26.05. Содержание курса
Введение
Что такое экология, зачем ее изучать. Основоположники экологии как науки. Особенности экологии Ростовской области.
Экологические проблемы в современном мире, пути их решения.
Экологические проблемы нашей местности.
Тема 1. Условия жизни организмов
Понятие среды обитания, виды сред.
Факторы и условия среды, их значение для жизни организмов.
Антропогенный фактор как решающий фактор среды. Влияние деятельности человека на условия жизни растений и животных.
Методы оценки состояния среды: физические, химические, биоиндикация. Лихеноиндикация как один из видов биоиндикации.
Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга. Жизнь организмов в сообществе. Методы изучения природных сообществ.
Сукцессии, их причины. Роль человека в смене природных сообществ.
Практические работы:
практическая работа 1, 2 – знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях ст. Советской.
Уход за растениями в цветниках. Уборка мусора на экологической тропе.
Создание искусственных сообществ.
Оформление стенда «Мир вокруг нас»
Экскурсии:
«Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки. Лихеноиндикация».
«Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Оценка влияния деятельности человека на природное сообщество водоема методом биоиндикации».
Темы для индивидуальных работ учащихся:
«Оценка состояния воздуха методом лихеноиндикации»
«Влияние антропогенной нагрузки на состояние хвойной лесополосы»
«Оценка экологического состояния малых рек»
Тема 2. Природные сообщества
Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика. Сезонные изменения в природе. Фенологические наблюдения, их роль в изучении природных сообществ.
Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на смену сообществ.
Приспособленность растений к меняющейся среде обитания.
Влияние животных на природные сообщества. Бобры. Их влияние на жизнь поймы.
Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов.
Практические работы:
описание природных сообществ леса, луга, болота.
Составление карты сообщества.
Уборка мусора на экологической тропе.
Экскурсии:
«Описание природного сообщества парка. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе»
темы для индивидуальных работ учащихся:
«Особенности экологии бобров в пойме рек»
«Создание искусственных природных сообществ».
Тема 3. Связи в природном сообществе
Взаимосвязи в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация).
Взаимополезные связи: симбиоз. Примеры симбиоза организмов: микориза на деревьях. Лишайник как пример симбиоза организмов.
Связи между растениями и животными в природном сообществе.
Модели экологических систем: аквариум, космический корабль.
Практическая работа:
создание моделей экологических систем водоема, луга, пустыни в пластиковых бутылках.
Тема 4. Человек и природа
Хозяйственная деятельность человека в природе.
Влияние человека на почву. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее.
Влияние деятельности человека на видовой состав животного и растительного мира. Причины изменения видового разнообразия в сообществах.
Охрана природы. Природоохранные территории, их виды, задачи. Красная Книга, ее роль в охране природы.
Видовой состав животных и растений Ростовской области.
Редкие и исчезающие виды растений и животных, их охрана. Редкие и исчезающие растения и животные родного края, их охрана. Роль человека в сохранении видового разнообразия.
Живая и неживая природа — единое целое. Жизнь на земле и ее многообразие — общечеловеческое достояние.
Практические работы:
Выращивание растений на школьном участке.
Подготовка работ к научно-практической конференции школьников.
Практическая работа по озеленению школы, расширение видового состава школьного участка.
Темы для индивидуальных работ учащихся:
«Изучение видового состава первоцветов и их охрана»
«Возможности использования интродуцированных растений в озеленении»
«Изучение экологического состояния почвы в лесных массивах»
Используемая литература:
Суровегина И.Т. Экология для учителя.
Пасечник В.В, Экология: школьный практикум. М., 1999.
Сборник программ для средней общеобразовательной школы. М., 2009.
Алексеев С.В. Практикум по экологии. М., АОМДС, 1996.
Альманах «Лес и человек»
журналы «Свирель».
Л.П. Молодова «Экологические праздники» учебно-методическое пособие. «ЦГЛ» Москва, 2003 г.
Е.А. Якушкина и др. « Биология. Внеклассные мероприятия» - Волгоград «Учитель» 2009 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВВР методического совета
_________________ Анищенкова Г.Н.
28.08.2014 года