А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
Урок литературы в 8 классе.
Тема: А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
Урок-диспут: Что значит быть счастливым?
Цели: познакомить с произведением писателя; обозначать тему и идею произведения; развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания.
Задачи:Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов. Развивающая- формирование навыков работы с терминами.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Оборудование: учебник, портрет писателя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, кто изображён на этом портрете?
-Какие его произведения вам известны?
Урок у нас будет необычный. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством известного писателя. А сейчас ребята, улыбнитесь друг другу, и мне, я надеюсь вы мне поможете провести этот урок, будете внимательными и активными.
- Итак, как вы уже поняли, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением Александра Ивановича Куприна. Какие цели, вы ставите перед собой?
-познакомиться с творчеством писателя;
-учиться рассуждать о прочитанном;
-учиться красиво и правильно говорить;
-Какие произведения Александра Куприна вы знаете?
И сегодня мы познакомимся с произведением Александра Куприна.
- А сейчас ребята, сели в позу слушателя и слушаем внимательно, потом я буду задавать вопросы.
II. Знакомство с биографией.
Куприн Александр Иванович (1870 1938), писатель.
Родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии.
В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.
В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. в московское И Александровское военное училище.
Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание).
В 1890 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.
Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.).
В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков».
В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых.
Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его.
Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (19281932 гг.).
Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго.
Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.
-Что вы узнали о Александре Ивановиче Куприне?
-Где учился?
-Семейное положение.
-Его известные произведения.
-Где похоронен?
Работа с учебником.
-А теперь, откройте свои учебники на стр. 67, и прочитайте еще раз про себя биографию писателя, кто был внимательным, тот сможет найти в статье учебника то, о чем мы не говорили.
-Молодцы.
Соревнование по рядам.
Ребята задают вопросы по биографии Куприна.
-Давайте с вами приступим к чтению рассказа А. И. Куприна «Куст сирени».
Чтение рассказа учителем и учениками.
Анализ прочитанного.
-Понравился ли вам рассказ?
- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героямсчастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.
- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. )
-Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей) . А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. )
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым. )
-Давайте прочитаем стихотворение известной поэтессы Н. Терещенкою «Где живет счастье»?
-Что значит быть счастливым?
(просмотр фрагмента видео «что значит быть счастливым»)
Приготовьте к след. уроку 2-3 стихотворения о счастье.
V. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали вы о А.И. Куприне ?
VI этап. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Какое открытие сделали?
Что было интересным на уроке?
Домашнее задание.
Рассказать биографию и рассказ «Куст сирени»
Выставление оценок.