Урок литературы в 8 классе по рассказу А.Куприна Куст сирени Тема : Семья и семейные ценности


Нимеева Л.Д., учитель русского языка и литературы
МБОУ« Элистинский лицей»
г.ЭлистаРеспублика Калмыкия
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: А.И.Куприн «Куст сирени»
Класс:8
УМК: Литература. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 11-е изд. - М: Просвещение, 2012 г.
Учитель: Нимеева Л.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей»

Цели для ученика
Обучающие: формирование умений анализа произведения,практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли.
Развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса коммуникативных умений. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения и навыков общения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Цели для учителя
Образовательные: знакомство с биографическими сведениями о писателе А.И.Куприне, обучение основам анализа прозаического произведения.
Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.
Воспитательные: воспитание внимательного отношения к художественному слову, формирование бережного отношения к семье и семейным ценностям
Тип урока: урок анализа прозаического произведения
Форма урока: коллективная, групповая и индивидуальная работа
Опорные понятия, термины
Рассказ
Прозаическое произведениеКомпозиция, сюжет
Эпитет
Метафора
Новые понятия
Словарные слова из текста рассказа «Куст сирени» А.Куприна;
Зеркальная композиция
Формы контроля:
Фронтальный опросРабота в группах Домашнее задание:
1.написать ответ на вопрос «Чему учит рассказ?»
2. Прочитать стихи о родной природе на стр. 41-44
3.Выучить одно из них (по выбору) наизусть
Используемое оборудование
Презентация
Аудиозапись
Раздаточные материалы на печатной основе Дополнительная литература
1.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.:ВАКО, 2012
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Приветствие учителя.

1 минута.


На перемене: звучит классическая музыка. Цель: создание эмоционального настроя (произведения Ференца Листа «Грезы любви» и Франсиса Лея «История любви»)
«Добрый день! Рада всех видеть на нашем уроке. Надеюсь, он будет интересным и плодотворным. Желаю всем удачи».
На перемене: подготовка к работе:слушают музыку Ференца Листа «Грезы любви» и Франсиса Лея «История любви»
включение в деловой ритм, проверка готовности учащихся к уроку
Словесная форма.
Слайд 1
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Психологический эмоциональный настрой учителя и учащихся.
II. Стадия вызова. 1.Индуктор
Мотивация к диалогу на личностном уровне с помощью
вопросов на выявление восприятия музыкального произведения
2 минуты.
2.Самостоятельное формулирование темы и целеполагания урока.
Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.
3 минуты
III.Стадия осмысления:
актуализация знаний;
сохранение интереса к теме;
выявление первичного восприятия произведения
Слово учителя: сейчас на перемене вы слушали ноктюрн №3 Ференца Листа «Грезы любви» и композицию Франсиса Лея «История любви».
Поделитесь мыслями: о чем вы думали?(ответы уч-ся).
Я тоже скажу вам, о чем я думала.
Слушая композицию, я думала о том, как часто человеку в повседневной жизни не хватает чего-то очень важного. Согласитесь, что будни порой напоминают застоявшийся водоем и нам хочется, чтобы произошло «обыкновенное чудо», которое хотя бы на несколько секунд озарило все вокруг, как падающая звезда. Представьте себе: такой романтик, как А.И. Куприн, уверен: чудеса есть! Каждый день происходит что-то чудесное - нужно только увидеть это. Или сотворить чудо самому. Оно не только делает нашу жизнь интереснее, но и сплачивает, заставляет понимать и ценить друг друга. Именно о таком рукотворном чуде говорится в рассказе «Куст сирени» русского писателя Александра Ивановича Куприна
1.Организация работы с эпиграфами урока:
Вы понимаете, что не случайно подобраны эпиграфы к уроку:
«Любовью дорожить умейте…» (С.Щипачев)
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э.Золя).
-Выделите ключевые слова-имена существительные, запишите их в тетрадь
-Сформулируйте тему урока, опираясь на ключевые слова: любовь, доброта, откровенность, отзывчивость-залог семейного счастья, или семья и семейные ценности в рассказе А.Куприна «Куст сирени» (как я обобщила )- На какие вопросы мы будем искать ответы?
( подсказка в формулировке темы)
(Каков взгляд А.Куприна на любовь и семейное счастье,?Какие семейные ценности приоритетны?
Как сохранить и развить любовь?)К эпиграфам мы вернемся в конце урока.
Вопросы на выявление опорных знаний и первичного впечатления . 1.Прежде чем начать разговор о произведении А. Куприна «Куст сирени», было бы логично перекинуть мостик к предыдущим урокам, озвучить концепции любви А. Чехова и И. Бунина. В чем, по-вашему, суть понимания любви этими писателями?
(ответы уч-ся)
2.Свое отношение к проблеме любви А. Куприн позиционирует в одном из ранних рассказов «На разъезде». Что общего и в чем отличие концепциях Чехова и Куприна? Это было индивидуальное задание Ангиры.

3.Какое впечатление произвел на вас рассказ «Куст сирени»?
(ответы уч-ся)
4. О чем рассказ «Куст сирени»? (о любви, взаимопонимании, о семейном счастье)
5. Почему рассказ называется «Куст сирени»? (именно куст сирени приносит героям счастье и покой)
6.Как вы думаете, почему именно сирень выбирает автор?
7.Чтобы понять замысел автора и найти ответ на ключевые проблемы урока, я предлагаю поработать в группах:
1 группа: составить рассказ о Николае и Вере Алмазовых,дать характеристику, опираясь на текст рассказа.
2 группа: как относится автор к своим героям и какова концепция А. Куприна о любви, семьи и семейных ценностей. Докажите примерами из текста.

3 группа: каковы художественные особенности рассказа? (обратите внимание на название, на жанр произведения, составьте композиционный план- завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка; определите основной композиционный прием, лежащий в основе; говорящие фамилии и имена)
Отвечают на вопросы учителя, делятся своими мыслями и чувствами.
Слушают учителя.
Читают эпиграфы урока, выделяют ключевые слова, на их основании формулируют тему урока, определяют цели учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя
Беседа Иллюстративно-словесный метод.
Слайд 2(портрет А. Куприна,обложка книги рассказов)
Беседа с учащимися
Групповая работа
Личностные:
Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
работа с эпиграфами;коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.
Восприятие разных форм искусства. Эмоциональный отклик
Отработка умений давать полные ответы на предложенные вопросы.
Умение делать сопоставительный анализ
VI.Твоческий этап работы-выводы –ответы на вопросы урока
1.Выступление групп
2.Обобщающее слово учителя

5 минут. 1группа. «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор так заканчивает рассказ?
2группа: В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.» Почему Соломон видит семейное счастье в труде и самопожертвовании
ради любимого?(На мой взгляд, семейное счастье и любовь - это труд. И от того,как один будет поддерживать и помогать другому, и будет зависеть семейное счастье)
3группа: Вернитесь к эпиграфам урока и объясните их смысл.
Обобщение учителя
Ответы на вопросы Обсуждение результата работы с лирическим произведением
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Проявление толерантности.
VII.Рефлексивно-оценочный этап.
3 минуты. 1 Результаты анкетирования .
2.Слово аналитикам – дать оценку учебной деятельности одноклассников на уроке. Осуществляют взаимооценку и самооценку собственной учебнойдеятельности, соотносят цель ирезультаты, степень их соответствия. Беседа.
Заполнение таблицы (Приложение№3)
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные:
рефлексия;личностные:смыслообразование. Умение оценивать себя и других
VIII.Домашнее задание.
1 минута. Объясняет домашнее задание. Слушают и записывают Познавательные:
умение делать выбор и обосновывать его.