Конспект урока литературы на тему Нравственные проблемы рассказа Куст сирени А.И. Куприна (8 класс)


Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
«Открывая окно, увидал я сирень
Это было весной, в улетающий день…»
А.А. Блок
Вид урока: бинарный (с использованием ИКТ, аудио- и видеозаписей).
Цель: рассмотреть нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Задачи:
Обучающая: научиться комментированному чтению, рассмотреть образы героев
Развивающая: показать возможности сочетания разных видов искусства.
Воспитательная: воспитать любовь к русской литературе, музыке, живописи, любовь к родной природе, воспитать уважительное отношение к институту семьи, к любви мужа и жены.
Оборудование:
- картина П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; другие иллюстрации с изображением сирени.
- видеоклип романса Вадима Бибергана на стихи Александра Блока «Запевающий сон, отлетающий цвет…»
- ИКТ-презентация (биография А.И. Куприна).
- текст рассказа у каждого ученика.
- тетради.
- заранее подготовленные карандаши, фломастеры, краски, альбомные листы.
Ход урока
Слово учителя. Презентация и рассказ о биографии писателя. Составление учениками интеллект-карты по биографии писателя.
Тема рассказа. Вам нравится название рассказа? (да) Какие чувства оно вызывает в вас? (надежда, радость, ощущение скорого лета, счастье, восторг, влюбленность). Действительно, если немного пофантазировать, то даже можно ощутить, как в воздухе витает чарующий запах свежей сирени.
Знаете ли вы приметы, связанные с сиренью? (сирень с 5 лепестками приносит счастье) Верно. Как мы можем соединить то, что сейчас сказали, с рассказом, о котором идет речь? (сирень принесла счастье Николаю и Вере).
Содержательный план рассказа. Давайте составим план рассказа. Сколько в нем частей? (три). Давайте их назовем («Неудача Николая», «Верное решение», «Счастье»). А теперь я попрошу вас составить в тетради «эмоциональный график» хода рассказа (делаем вместе с учениками «график» - линию, уходящую вверх – у кого-то плавно, у кого-то резко – с отметками частей).
Характеристика героев. Теперь поговорим о главных героях рассказа. Давайте составим таблицу, в которой укажем их черты:
Николай Вера
Зачитывают ответы.
Групповая работа. Куприн – мастер детали. Разделимся на три группы и проработаем ответы на вопросы.
Задумайтесь над именами героев. Какой в них смысл?
Какую роль играет описание чертежа?
Значение шкатулки с драгоценностями.
Зачитываем ответы. В кто не теряет самообладания в несчастье? (1 группа: Вера – значение имени, она верит в мужа и во всем ему помогает, Алмазов – не ограненный бриллиант, Вера «ограняет» своего мужа). Но можно ли сказать, что Николай опускает руки при первой неудаче? (нет, он несколько лет пытается поступить в Академию и старается изо всех сил, 2 группа говорит о значении чертежа – педантичность и старательность Николая). Кто предлагает решение ситуации? (Вера, она предлагает посадить куст сирени и закладывает драгоценности, 3 группа – обмен драгоценностей, Вера словно меняет свои драгоценности на то, чтобы муж стал настоящим «бриллиантом»).
Анализ эпизода. Рассмотрим сцену с садовником. (Николай сомневается, разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи)
Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Работа с текстом (изначально он недоволен поздним визитом, но, узнав подробности, с охотой помогает молодым людям). Как ведет себя Вера (отказывается ехать домой, собирается вместе с мужем на место посадки).
Дебаты. Теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Дебаты». Поделимся пополам. Мой вопрос: «Верно ли поступил Николай, не сказав профессору правду?» Первая группа доказывает, что да, вторая – что нет.
Художественное задание. Слово учителя. История Алмазовых заканчивается хорошо. Мы с вами оставляем Алмазовых в самом начале их семейного пути. Давайте пожелаем им счастья. Предлагаю вам послушать романс, посвященный сирени (видеоролик). У нас остается последнее задание – творческое. Я предлагаю вам самим разделиться на группы и нарисовать по выбору – Веру и Николая Алмазовых или сирень, которая помогла этой семье преодолеть жизненное препятствие.
Итоги урока. Давайте подведем итоги. Что нового мы узнали на уроке? (познакомились с рассказом и его проблемами). Чему научились? (комментированному чтению, вниманию к деталям, работать в группах и индивидуально). Что понравилось и не понравилось? (ответы детей). Оценки за урок.
Домашнее задание. Напишите мини-сочинение о том, как, на ваш взгляд сложилась дальше судьба Верочки и Николая.