Внеурочная деятельность, пояснительная записка рабочей программы клуба Юный эколог
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Юный эколог» составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, стандартов второго поколения (Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.) и с использованием авторской программы Александрова, Ю. Н. « Юный эколог»2010г
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании эстетического и нравственного восприятия окружающего мира подрастающим поколением.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 68 учебных часов в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – 2010г
Содержание программы
4 класс (68ч)
Вводное занятие (1 ч)
Московская область на карте России. «Почему мы часто слышим слово «экология».
Вода – источник жизни (2 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Воздух и здоровье (2 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
3. Мой край (12 ч)
а) Загадочный мир животных-7ч
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
б) Удивительный мир растений-5ч
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения. Лекарственные растения. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга.
Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края».
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека».
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.
Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»
Практика 7ч
Игра – путешествие «По рыбьему следу морей, лиманов, рек и озер нашего края».Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы»
4. Мир глазами эколога-3ч
Теория 1ч
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа
Практика 2ч
Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»
5. Мы любим свой поселок- 4ч
Теория1ч
Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему станицы.
Пути решения экологических проблем района, станицы.
Практика 3ч
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Московской области ».
6. История нашего края-4ч
Теория 1ч
Знакомство с историей Московской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
Практика 3ч
Экскурсии: Тучково – город - труженик».
Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».
7. Охрана растений Московской области – 4часа
Теория 1ч
Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения.
Практика 3ч
Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная книга растений Московской области »
8. Птицам наша забота- 3ч
Теория 1ч
Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
Практика 2ч
Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Краснодарского края. Конкурс кормушек.
9. Животные, которым грозит исчезновение – 5 часов.
Теория1ч
Разнообразие животных Московской области . Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
Практика 3ч
«Красная книга» животных Московской области.
10. Заповедники и заказники родного края- 5 часов
Теория1ч
Знакомство с растительностью дубовой рощи . Заповедники и заказники Московской области.
Практика 4ч
Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области. ». Экскурсия «Красный лес».
Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
11. Чем занимаются люди земли Подмосковья – 2 часа
Теория 1ч
Практика 1ч
Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
12. Общение с природой. Сезонные явления природы- 3ч
Теория 1ч
Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.
Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе.
Практика 5ч
Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы».
Тематическая линейка «День Земли»
13. Богатство родной природы в творчестве народа.- 5 ч
Теория 1ч
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Практика4ч
Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства.
Конкурс экологических сказок.
14. Что мы знаем о своем поселке , о районе-4ч
Теория-2ч
Экологическая ситуация в районе .
Практика 2ч
Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
15. Откуда берется и куда девается мусор?- 8часов
Теория 2ч
Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
Практика 6ч
Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор».
В результате реализации программы
Учащиеся должны освоить:
1. Что такое экология?;
2. Чем занимаются экологи всего мира?;
3. Почему создаются заповедники и заказники в Московской области и других регионах?
4. Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
5. Экологические связи между живой и неживой природой
6. Откуда берется и куда девается мусор?-
7. Экологическую ситуацию в Рузском районе .
Учащиеся должны получить возможность научиться:
1. Изучение разнообразия птиц, животных и растений родного края.
2. Причины сокращения численности редких животных, птиц и растений и меры их охраны
3. Оценивать свое поведение в природе;
4. Объяснить товарищу правила поведения в лесу, на реке, на лугу.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.
Ожидаемые результаты.
* Познакомятся с историей нашего края .
* Узнают,чем занимаются люди земли Подмосковной.
* Познакомятся с разнообразием животных, птиц, растений Московской области.
* Узнают причины сокращения численности редких животных, птиц и растений и меры их охраны.
* Об охоте и рыбной ловле.
* Узнают экологическую ситуацию в Рузском районе.
* Знакомство с историей Московской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.
* Узнают животных, птиц и растения, которым грозит исчезновение.
* Знакомство с растительностью дубовой рощи .
* Заповедники и заказники Московской области.
* Причины исчезновения редких животных, птиц и растений и необходимость защиты каждым человеком.
* Красная книга Московской области.