Урок литературы в 7 классе на тему И.А.Бунин. Образ природы, родины, России в лирике

Урок – творческая мастерская







И.А.Бунин.


Образ природы, родины,
России в лирике.












Подготовила учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ Подгоренской СОШ №1
Проценко Валентина Александровна


пгт ПОДГОРЕНСКИЙ




Цели и задачи:
обучение работе с поэтическим текстом;
обучение навыкам исследовательской работы;
формирование умения внимательно относиться к слову;
воспитание любви к родной природе, чувства прекрасного


Теория литературы:
темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Оборудование:
Портреты И.А.Бунина, фотографии бунинских мест в Воронеже, репродукции картин И. Левитана, И.Шишкина, фрагменты цикла пьес П.И.Чайковского «Времена года», выставка картин выпускников школы, использование компьютерных технологий (презентация), альбомные листы и акварельные краски, учебник литературы для 7кл. (автор-составитель Г.С.Меркин).


ХОД УРОКА
1. Наш земляк – великий русский писатель И.А.Бунин. ( Презентация, подготовленная учеником.)
2. Особое место лирических произведений о природе в поэтическом наследии И.А.Бунина.

Ещё в 1901 г. Горький писал Валерию Брюсову: « С благодарностью извещаю, что получил прекрасную книжку стихов Бунина, коего считаю первым поэтом наших дней». А ещё раньше ( в 1899 г.) Горький в письме Бунину, отметив в его стихах «огромное чутьё природы», восклицает: «Миленький мой, это и есть самая чистая поэзия!»
А мне бы хотелось добавить, что поэзия Бунина не только чистая, но она и самая «звёздная». В его наследии (около 1200 стихотворений) переливается великолепное созвездие ночных, сумеречных стихов, наполненных тишиной и таинственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звёздного неба.
Нелегко объяснить, чем вызвана эта неизменная привязанность поэта к ночи, к звёздам,- особым ли возвышенно-меланхолическим состоянием души, предчувствием ли статуса взлетающей поэзии, или просто тою необыкновенною зоркостью, о которой сам Бунин писал в «Жизни Арсеньева»: «зрение у меня было такое, что я видел все 7 звёзд в Плеядах».

Справка. Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается маленькая, тесная группа звезд – Плеяды.
В народе её называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звёзд, но зоркиё глаз видит от семи до одиннадцати звёзд, а в телескоп их можно насчитать более сотни. В телескопе они видны как бриллиантовая пыль.

Сегодня мы познакомимся с одним из «звёздных» стихотворений «Догорел апрельский светлый вечер»
И назовём работу над ним «Поэтическая акварель Бунина».
Чтобы вам понятнее стала тема, давайте попробуем разобраться в словах, её составляющих. «Акварель» Чем, по-вашему, отличается картина, написанная акварельными красками, от других произведений живописи?
Да, конечно, на первый взгляд она кажется очень простой, передаёт лёгкость, воздушность, нежность, изящество
А как вы понимаете выражение поэтическая акварель?

Акварель, написанная стихами Т.е. такие стихи, которые просто, незатейливо, без словесных причуд и вывертов, будто акварели, рисуют какую-то картину, пейзаж, и это получается легко, изящно. Кажется, всё очень просто.
Сейчас мы вслед за поэтом направимся в апрельские ночные луга и поля, увидим его глазами неброские краски, почувствуем запахи пробуждающейся после зимы земли.
Будем помнить, что истинная красота не кричит о себе – её нужно увидеть самому.
На сегодняшнем уроке у вас будет возможность поработать в соавторстве с Буниным. У кого-то возникнут поэтические образы и выльются в собственные стихотворения о весне, кто-то напишет миниатюру в прозе, а кто-то сделает акварельные наброски.
Чтение стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер»

Представьте себя апрельским поздним вечером, почти ночью среди лугов и полей. Темно, сыро, холодно Неуютно?
Напряжем немножко слух и зрение
Поднимите голову Видите, как с неба торжественно и чисто струится звёздный свет, соединяя воедино две стихии, небо и землю:
По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой.
Небо опрокинулось, и душа возвышается от этой торжественности, царственного величия и красоты.
Признайтесь, вы никогда к себе не прислушивались и не присматривались.
Если вы почувствовали перемены в своём настроении, вбираем теперь в себя все краски, все звуки, все ощущения из стихотворения.

- Много ли красок в стихотворении? Прямо или опосредованно поэт обозначает цвет?
- Давайте разделим тетрадную страницу пополам и запишем этот материал в две колонки.

Зеленя Догорел светлый вечер
В зазеленевшей роще сумрак
Темнота
Чернозём
Звёздный свет
Заря
Тёмные поля
- А какие звуки вы услышали? (Оклик журавлиный, шорох деревьев)

- Как вам дышится в атмосфере этого стихотворения? Почему?

- Что вы представляете вокруг себя, ощущаете в себе?

Вот какой сложной может быть акварель! На вид просто, а на деле – глубоко, сложно. Но, надеюсь, всё-таки мы для себя многое прояснили.

- Подумайте, какое настроение выразил поэт своим стихотворением?
- С помощью каких приёмов ему это удалось сделать? (Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.)
- Природа в стихотворении одухотворена. А какой поэтический образ самый главный в этом стихотворении? ( Весна)

«Весна на поэтическом языке есть утро года, подобно заре, выводящей ясное солнце из тёмных затворов ночи, она выводит его из туманов зимы».
Весна – пробуждение жизни. Весенние дожди даже послужили прообразом сказочной мёртвой и живой воды. Они сначала смывают остатки снега – «соединяют рассечённое тело земли», затем как бы «вливают» в неё жизнь, позволяя зазеленеть первым всходам.

- Найдите такие признаки в стихотворении Бунина.
- А теперь давайте послушаем фрагмент цикла пьес П.И.Чайковского «Времена года». «Апрель». И мы увидим, как можно в музыке выразить пробуждение жизни весной.

- Посмотрим, какие акварели у вас получились.
Работа со статьей учебника «В мире художественного слова И.А.Бунина»
Давайте ответим на 2 вопрос на стр.78. По каким художественным деталям вы можете определить, что поэт говорит о русской природе?
Выполним 4 задание (работа с фрагментом статьи критика О.Н.Михайлова).

- Посмотрите ещё раз на пейзажи, написанные нашими известными художниками, рассмотрите картины, выполненные из природного материала нашей бывшей ученицей, а когда закончится урок и вы выйдете из класса, ещё раз и теперь уже другими глазами посмотрите на пейзажи, вывешенные на стенах наших коридоров. Неброская среднерусская природаСегодня мы с вами выяснили, что для Бунина она сливается воедино с образом родины, России.


Подведение итогов
Домашнее задание
Подготовить сочинение-миниатюру о весне (проза, поэзия), акварель.
Задание 1,2 с. 81
Прочитать рассказ Бунина «Кукушка» (с. 81 – 99)





Заголовок 1 Заголовок 315