Урок по литературному чтению для 4 класса по теме «А.И.Куприн «Барбос и Жулька»»
МБОУ «Воровская СОШ» Судогодского района, Владимирской области
Учитель начальных классов Хорошева Н.Ю.
Класс: 4
Урок литературного чтения.
Методическая база:
Предмет: Литературное чтение. УМК «Школа России».
Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»».
Тип урока: урок – открытия новых знаний
Цель урока: овладение учебными действиями с языковыми единицами и совершенствование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Задачи урока:
Личностные:
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Регулятивные
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, овладевать навыками нахождения и исправления ошибок;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные:
-развивать знаково-символические действия: формировать умение моделировать и преобразовывать модели
- овладевать навыками рефлексии способов и условий действия
- учиться контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
-слушать собеседника и вести диалог, предвидеть разные возможные мнения других людей.
-обосновывать и доказывать собственное мнение.
Предметные:
- познакомить с рассказом Куприна « Барбос и Жулька»;
- формировать навыки правильного и выразительного чтения, увеличить словарный запас;
Формы организации учебной деятельности учащихся:
На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая. Фронтальная форма, предполагающая совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя (представления и обсуждения мнения учащегося или группы) и способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. При использовании на уроках фронтальной формы учебной работы, её существенные недостатки («нивелирование» учащихся, побуждение к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы) становятся достоинствами, так как ученики с низкими учебными способностями получают возможность качественнее и полнее, в индивидуальном темпе усвоить материал, а «сильные» ученики могут проявить себя при выполнении заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.
Индивидуальная форма, выраженная в самостоятельной работе каждого ученика в отдельности. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей и способностей закрепить полученные знания, а также вырабатывать необходимые умения и формировать у себя потребности в самообразовании. Но способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуальная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях, этот недостаток вполне компенсируется сочетанием индивидуальной формы с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.
Некоторое время на уроке отведено групповой форме, при которой учащиеся работают в группах из 4 – 5 человек и выполняют одинаковые по содержанию задания. Данная форма учебной работы сплачивает школьников, приучает действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Использование данной формы на уроке способствует в значительной степени росту индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся – членов группы, которые в свою очередь тоже получают при этом не меньшую помощь, чем ученик «слабый», поскольку их знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Успех применения групповой формы на уроке во многом зависит от грамотного управления учебно-познавательной деятельностью школьников, учитель должен быть фасилитатором, грамотно направлять деятельность и следить за сотрудничеством учеников в группах.
Сочетание разных форм обучения учащихся на уроке (фронтальной, индивидуальной, групповой) в рамках одного урока обеспечивает связь взаимодействия преподавания и учения, оптимальное усвоение программного материала сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Технологическая карта урока литературного чтения.4 класс
Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»».
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Формируемые УУД
I этап. Организационный
Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас,
Но чтобы нам урок начать ,
Добра всем надо пожелать
Вы друг к другу повернитесь,
Друг другу мило улыбнитесь,
И скажите от души,
Чем соседи хороши?
Скажите друг другу комплименты,
Ведь всем приятны такие моменты.
Слушают учителя, выполняют его задания.
(Улыбаются друг другу.
Говорят комплименты.)
Регулятивные: овладевать волевой саморегуляцией.
Познавательные:
логические (сопоставление) расширять кругозор, учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
II этап. Актуализация знаний учащихся.
Цель: повышение мотивации учащихся.
Посмотрите на доску.
- Кто изображён на картинках?
У кого дома есть собака?
Какие породы собак вы знаете?
А вот . Подготовил рассказ об очень интересной породе «Пуделе»
На картинках изображены собаки разных пород.
Уч-ся отвечают на вопросы
Подготовленный уч-ся рассказывает о пуделе.
Коммуникативные:
-учиться общаться , прислушиваться к высказываниям других
Познавательные: расширять кругозор, овладевать логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливать аналогии построения рассуждения.
III этап. Целеполагание
Цель: создание условий для частично-поискового
метода.
Определение темы урока учащимися
-Отгадайте загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди -
Лучше в дом не заходи.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
-Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать рассказ
- Какие цели вы можете поставить перед собой на урок ?
Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя:
- Загадки о собаках, значит сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом о собаке.
Высказывают предположения по теме урока, ставят цели.
1) Познакомиться с новым рассказом.
2) Учиться высказывать своё мнение по прочитанному.
3) Упражняться в выразительном чтении текста.
Личностные: самостоятельно формулировать тему урока;
совершенствовать умение переносить на свой жизненный опыт
Познавательные:
анализировать ситуации;
Регулятивные:
учиться работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
IV этап. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.
Удержание цели урока.
Объясни фразеологизмы:
А сейчас я предлагаю поработать группами
Соберите пословицы. Объясните их значение.
Фразеологизмы.
С собаками не сыщешь. ( Трудно найти.)
Собака на сене. (О том, кто, имея что-то, не пользуется сам и не дает другим).
Как собаке пятая нога. (Совершенно не нужен.)
Вот где собака зарыта.
Как собак не резанных.
Собаку съел на чем-то.
Ни одна собак.
Чушь собачья.
Какое твое собачье дело.
Как собака устал.
Холод собачий.
Собаке собачья смерть. ( Жил недостойно, не заслужил достойного конца)
Собака лает, ветер носит. ( Не обращать на что-то внимании.)
Собака человеку – неизменный друг.
Личностные:
-принимать цели урока
Регулятивные: овладевать волевой саморегуляцией
Познавательные:
логические (сопоставление) расширять кругозор, учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Vэтап. Физкультминутка
Цель: Смена деятельности
VI этап. Организация взаимодействия по теме урока
Цель: отработка техники чтения
1.Сочетательный диалог.
Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо вспомнить известные нам произведения.
а) Как называется рассказ о профессоре Пирогове, который помог семье Мерцаловых?
б) В каком рассказе вы встретились с собакой по кличке Арто?
в) Стихотворение Бунина об осени.
г) Рассказ, с которым познакомимся сегодня.
д) В каком рассказе вы познакомились с девочкой Надей и слоном Томми?
Знакомство с биографией автора.
(можно предложить подготовить сильному уч-ся)
2.Групповая работа.
Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы,
- В этом рассказе есть слова непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначат, какими словами их можно заменить (обсудите своё предположение с соседом по парте)
3. Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
Ребята прочитают рассказ, а вы слушайте и думайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки?
4.Работа над осознанным чтением.
-Понравился ли вам рассказ?
- Какое впечатление он на вас произвел?
- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?
- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?
-О чем говорит её поступок?
- Как вы думаете, почему собака умерла?
- Как вы оцениваете поступок Барбоса?
-Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?
-Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)?
-Что вас рассмешило? Что показалось грустным?
-Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?
-В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
- Как думаете, как сложится судьба героя?
- Назовите героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим произведением.
Выборочное чтение.
Найди и прочитай описание вида Барбоса.
Описание Жульки.
Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки.
Разгадывают кроссворд, выделяют из букв фамилию автора.
А)( «Чудесный доктор»)
Б)(« Белый пудель»)
В) ( «Листопад»)
Г)( «Барбос и Жулька» )
Д) («Слон»).
Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.
Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг.
Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
Флирт – любовная игра, кокетство.
Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.
Чиновники – государственные служащие.
Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.
Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
Триумф – блестящий успех.
Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
Репяхами – репейник.
Искони – издавна.
Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
Читают рассказ, отвечают на вопрос учителя.
Высказывают своё мнение о прочитанном.
Чтобы было понятно , какой у них был характер.
(Л.Н.Толстой «Лев и собачка».)
Выполняют задание учителя.
Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.
Личностные:
-принимать и удерживать цели урока
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей
Регулятивные:
овладевать умением работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
Личностные:
переносить на свой жизненный опыт
Познавательные:
учиться анализировать ситуации;
Регулятивные:
овладевать умением работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
Познавательные: Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливать аналогии, учиться строить рассуждения.
Познавательные:
учиться анализировать ситуации;
Регулятивные:
овладевать умением работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог.
VII этап. Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
Какая пословица, поговорка, крылатая фраза могла бы лучше передать характер героев? (Записаны на доске)
«Кто дрожит – тот лежит».
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».
«Сам погибай, а товарища выручай».
Рефлексия.
А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Если у вас всё получалось и вам понравилось помести «смайлика» на верхнюю ступень «Лестницы успеха», если возникали трудности, вам предлагаю расположить «смайлик» на ступеньку пониже. Если у вас ничего не получалось – вашему «смайлику» соответствует ступенька нижняя.
Кто по вашему мнению сегодня на уроке был самым активным?
Определяют цель учебного задания, контролируют свои действия в процессе его выполнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки.
Определяют и обосновывают место новой буквы на «ленте букв».
Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Личностные:
- самостоятельно определять качества своей работы на уроке;
- принимать и удерживать цели урока
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей
VIII этап. Домашнее задание.
Прочитать текст ещё раз, составьте устный рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам.
(по желанию можно предложить нарисовать по представлению Барбоса или Жульку, в зависимости от того, о ком рассказывает ученик)
Приложение
Лестница успеха.
Смайлики для лестницы успеха.