Урок литературного чтения для 4 класса по теме «А.И.Куприн «Барбос и Жулька»»
Урок литературного чтения 4 класс по теме:
Куприн А.И.
«Барбос и Жулька»
Познавательная цель урока: познакомить с лексическим значением слов «сталактит», «флирт», «фестон», учить грамотному и выразительному чтению.
Развивающая цель урока: расширить словарный запас, развивать творчество учащихся, умение составлять сравнительную характеристику персонажей.
Воспитательная цель урока: воспитывать доброе, внимательное отношение к животным.
Ход урока:
Орг момент. (1мин)
Ребята, у нас урок чтения. Посмотрите на свои столы. Учебник, тетрадь, ручка, дневник. Кто готов к уроку, кивните мне. Садитесь.
Речевая разминка.(3 мин.)
Приготовим свой речевой аппарат к работе. Прочитайте гласные протяжно, как бы пропойте их.
О-А-А
Теперь прочитаем в обычном темпе, потом быстро. Ребята, из какого словарного слова эти гласные?
Собака.
Прочитайте слова 1 и 2 столбика, скажите, в каком напечатаны формы слов, а в каком – однокоренные слова.
Собака собака
Собаки собачка
Собаке собачонка
Собакой собачник
Какое слово обозначает человека?
Какое слово предполагает особое отношение к животному? Давайте прочитаем слово «собачонка» с интонацией радости, удивления, жалости.
Дети, у кого дома есть собака?
Надеюсь, что наш урок не оставит вас равнодушными, научит быть внимательными к нашим братьям меньшим.
Саша выучил наизусть стихотворение
«Про тех, кто лает» С. Михалкова. Послушайте его. (1мин)
На свете множество собак –
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов, всегда голодных.
Спасибо.
В настоящее время ребята насчитывается 400 пород собак. Все породы собак делятся на три группы охотничьи, служебные и декоративные.
.
3. Сообщение темы и целей урока.(1мин)
Мы сегодня на уроке продолжим учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов.
Какое домашнее задание вам было заданно?
(прочитать произведение «Барбос и Жулька»)
Кто написал это произведение? (А.И. Куприн)
4. Знакомство с автором (3 мин)
КУПРИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Родился 26 августа 1870 в г.Наровчат Пензенской губернии. В небогатой дворянской семье, окончил Александровское военное училище в Москве служил в полку, расположенном в Подольской губернии, на границах Российской империи. Как писатель он показал свой талант еще в училище, опубликовал несколько рассказов. Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку. Был репортером киевских и одесских газет, работал зубным врачом, грузчиком, в 1897 выпустил сборник Миниатюры, печатался в столичных журналах «Русское богатство», «Жизнь искусства» и других. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он писал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
Как вы думаете к какому литературному жанру относится это произведение?
Рассказ с элементами описания.
Что такое рассказ?
Рассказ – это небольшое произведение с несколькими героями и несколькими эпизодами.
5. Словарная работа.
Сталактиты – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
Фестоны – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.
А помогут нам специальные словари, которые называются толковыми (Показ словарей). Некоторые ребята, например, уже работали дома с этими словарями и сейчас дадут нам толкование некоторых слов из текста:
а) подпалины –
б) деликатность –
в) снисходительность –
г) искони –
Назовите, пожалуйста, главных героев произведения Куприна «Барбос и Жулька»
Вопросы по прочитанному произведению.
-
· Какое впечатление произвёл этот рассказ на вас?
- Что вас затронуло?
- Как вы думайте, почему писатель описал подробно внешний вид собаки?
- Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?
- Какую пословицу мы вспомним здесь?
- Как Куприн называет отношения, сложившиеся между собаками? (Прочитайте).
- Найдите в тексте предложения, где говорится об отношении людей к животным (стр. 214,215).
- Кто лучше всех понимал собак?
К какому из главных героев относятся эти слова:
Широкогруд,
Докажите.
VI. Составление сравнительной характеристики. (8 мин)
Давайте обратимся к тексту и сравним внешность и характер собак.
1 группа будет работать над описанием внешности Барбоса.
2 группа будет работать над описанием Жульки.
С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши?
Работа с пословицей (1 мин)
Прочитайте пословицу.
Объясните её смысл.
К какой собаке – Барбосу или Жульке - подходит эта пословица? Почему?
Собака кусает не для сытости, а для лихости.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Физминутка.
Зарядка для глаз. (2мин)
Скажите, а эти две собаки отличались только внешностью? Давайте назовём черты характера персонажей. Для этой работы будем использовать выборочное чтение. Вы называете черту характера и доказываете цитатой из текста.
Сделайте вывод. Да, внешность и характеры собак различны.
Послушайте вопрос, над которым нужно подумать. Почему А.И. Куприн в начале рассказывает о разной внешности собак, затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? К какому выводу подталкивает нас автор?
Да, Барбос смелее, наглее, драчливее, значит, он должен быть героем, он должен совершить что-то необычное. А что же произошло на самом деле? Кто из собак совершает незаурядный поступок?
VII. Анализ кульминационного момента. (4 мин_)
Мы подошли к кульминации, к самому напряжённому моменту в рассказе. Кто ворвался во двор? Бешеная собака – это больное животное. Вика подготовила сообщение об этом заболевании.
Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись бешеной собаки.
Бешенство особо опасная вирусная инфекция, которая проникает в организм со слюной больного животного или при укусе. Если заболевшее животное в течение 10 дней не взбесится, укус не может привести к заболеванию. От укуса ранки до появления клинических признаков бешенства проходит от 14 суток до 3 месяцев. Болеют все теплокровные животные и человек. Заболевание всегда заканчивается гибелью
Попробуйте передать голосом напряжённость ситуации. Перечитаем момент столкновения Жульки с бешеной собакой. Жулька совершила необычный поступок. Маленькая, несмелая, очень воспитанная собачка выгнала из двора чужого больного пса. Но за свой поступок Жулька поплатилась здоровьем: она заболела. Как автор описывает болезнь собаки? Чем была она больна? Бешенством?
VIII. Чтение отрывка к иллюстрации из текста (2 мин)
Закройте глаза.
Зачем Жульку отнесли в сарай?
Как Барбос прощался со своим другом?
Как все узнали о смерти Жульки?
Прочитайте конец
Произведения .
IX. Творческая работа. (2мин)
Ребята, а, может быть, вы назовёте ещё произведение о верности и преданности друзей-животных? Правильно, это быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
X. Итог урока. (2мин)
Ребята, что в отношениях двух собак вас тронуло? Удивило? Запомнилось? Объявление оценок.
Домашнее задание.
Дома приготовьте сравнительное описание Барбоса и Жульки.
src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" type="text/javascript"15