Урок по литературе для студентов 1 курса И.С.Куприн. Гранатовый браслет



Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж






Методическая разработка

Тема: «И.С.Куприн. Гранатовый браслет »




Разработала:
Преподаватель русского языка и литературы
Тимофеева Т.Г.



2016
Ход урока.
(В начале занятия звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки преподаватель читает строки о любви).
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил
Эти слова о любви принадлежат Ж.Б.Мольеру. Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь – это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкование». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять это чувство.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Иль обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите и запишите в тетрадь.
(студенты выразительно читают и записывают в тетрадь высказывания о любви, написанные на доске).
«Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблен ,и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравниться для нас с предметом нашей страсти». (Блез Паскаль)
«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая – любовь. Но еще не любовь – соловьиные стоны. Не стонать, от любви умирая,- любовь!» (Омар Хайям)
«Любовь огонь не свети: все темно. А светит – так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)
«Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца». ( Виктор Гюго)
«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают». (Джордж Н.Г. Байрон)
«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание». (Г.К.Паустовский)

Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.
Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: Какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.
Сначала проведем викторину – вспомним подробности, детали повести, имена и фамилии героев. Проверим на сколько внимательно вы читали произведение.

Аналитическая беседа.
Повесть «Гранатовый браслет», написанная Куприным в 1910 году, посвящена одной из главных тем его творчества – любви. В эпиграфы стояла первая нотная строка из второй сонаты Бетховена. Герой повести «Поединок» Куприна Назанский высказался о том, что любовь – это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.
«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго хранились в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось,- Желтый (в повести Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист). В одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то воспрений, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили, чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую–то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Как рисует Куприн главную героиню повести, княгиню Веру Николаевну Шеину? Как автор выявляет ее душевное состояние?

Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале повести ее титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера. Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня с чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.
Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу».
Определите завязку действия.
Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. (беседа, что такое именины, и чем они отличаются от дня рождения). Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного»
Что же «счастливо-чудесного» произошло в этот день?
(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны о от человека с инициалами Г.С.Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры).
В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шеиных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закралась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей было 13. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.
Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги.
Что же происходит далее?
Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.
Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить в повести Желткова?
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?

Подарок Желткова- «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
Найдите описания подарков мужа и сестры. Сравните их. Показывают ли они отношение к Вере?
Что мы узнаем о браслете из письма Желткова?
«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же он охраняет от насильственной смерти»
Сценка.



Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность,
самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
Остановимся на письме Желткова к Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?
Сравним его письмо с письмом – признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры 9 глава).
Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?
Как относятся к любви эти два человека? А как Вера?
Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Если ли ответ на этот вопрос в тексте повести?
(Аносов о Васе). Желтков обращается именно к князю, зная, что только любящий способен его понять. (Князь Шеин о чувствах этого человека к Вере).
Какую роль в повести отводит Куприн генералу Аносову?
Как он рассуждает о любви?
(истории любви, рассказанные Аносовым).
Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?
«Безумец. Может быть, это просто ненормальный малый, маньяк, почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины, и на которую не способны мужчины».
Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова.
Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.
Прочитайте в слух слова признания в любви Желткова в 9 главе и последнее письмо Желткова к Вере.
Можно ли назвать чувство
Желткова к Вере сумасшествием? Что это: любовь или сумасшествие?»
Для доказательства приведем слова Шеина (9 глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо» и т.д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (11 глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».
Он не солгал, потому что он был ей другом.
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым. (12 глава).
Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем со слов: «В комнате пахло ладаном» до конца главы.
Почему Вера неожиданно заплакала?
Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?
Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2 , как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
(звучит бетховенская LARGO APPASIONATO)
Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?
Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
Ответить на этот вопрос я попрошу вас после прочтения отрывка.
(читаем фрагмент текста под звуки музыки).
Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей.
Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.
В чем, по-вашему, состоит сила любви?
В преображении души.
Показал ли это Куприн в повести? Докажите свое мнение.
Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала.»
О чем говорят слезы Веры?
Слезы – это открытие души. Эти слезы очищающие, возвышающие душу.
Почему Куприн дал повести название «Гранатовый браслет»?
Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.
Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Заслушиваются мнения ребят.
Проверка знаний. Тест.
Задание на дом.









13PAGE 15


13PAGE 141015




Рисунок 1 Заголовок 3 Заголовок 415