Символика розы в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет»(урок- мастерская)
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Нургалиева Алма Игнатьевна
Предмет: литература: литература Класс: 11 Б
Тема урока: Символика розы в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет»(урок- мастерская)
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период. Схема урока является примерной, т.к. его структура зависит от специфики учебной деятельности по освоению определенного типа содержания образования )
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно бытьсделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и темуурока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1. Индуктор. Закончи предложение: «Роза – это.»
2.Обсуждение работ. Определение и формулирование темы урока, целей и задач, проблемных вопросов
-Сегодня мы будем говорить о розе, о символике розы в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».
- Цель нашего урока выявить и проследить по тексту роль и символическое значение розы в рассказе «Гранатовый браслет».
-Речь пойдет и о других предметах, упоминающихся в произведении («браслет», «молитвенник», «морской петух». «восьмиуголная записка» и др.), но именно роза встречается в тексте не раз, и символическое значение данной детали по мере развития действия усиливается.
1.Презентация о розе
Сайт: Все презентации по теме Русский язык’Все о самом знаменитом цветке на земле, о Розе! Цветок любви и счастья.
Автор(-ы): А. Красновский Размер: 1.66 Mb
Слово учителя о символе
2.Вопрос к классу:
«О каких еще предметах идет речь в рассказе?»
3. Подведение итогов обсуждения темы и целей урока.
2. Изучение нового учебного материала (Система заданий)Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
I. Групповая работа (поисковая и творческая деятельность учащихся)
Проведение наблюдений, построение логических рассуждений, поисковое чтение, умозаключение, вывод.
1гр. Описание осеннего сада (гл.2.). Как звучит здесь мотив осени? Какое место занимает упоминание о розах в картине осеннего сада? (метод «ключевых слов»)
1)выбор ключевых слов, обсуждение и подготовка выводов наблюдения2гр. Какое место в композиции рассказа, состоящего из XIII глав, занимает VII глава? Как часто в ней упоминается роза? Предложите ваше истолкование символики двух роз, подаренных Верой Аносову. Какова ваша интерпретация вставного сюжета о розовом масле? Какую роль, по-вашему, играют сухие лепестки роз в одной из любовных историй, рассказанных генералом? Была ли это любовь или "бивуачное приключение армейского офицера"? (метод символического видения, «чтение с пометками»)
3гр. Чем отличается последнее упоминание о розе в рассказе от предыдущих? Какую роль здесь играет символика цвета? Найдите другие детали, с которыми можно соотнести розу. Какие смысловые оттенки приобретает образ розы благодаря такому сочетанию? Дайте ваше объяснение упоминанию автором розы именно во II, VII и XII главах. (сопоставительный анализ, метод символического видения предмета)
4гр. Почему Желтков просит повесить браслет на икону матки боски?
Проследите связь между деталями: улица Лютеранская – изображение матки боски в католическом храме. Почему в католическом?
II. Рефлексия.
1гр.- Впервые о розах Куприн упоминает в экспозиционной части повествования. В зарисовке предосеннего увядания сада им отведена едва ли не центральная роль: "...розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся". Не раз отмечалось, что Куприн реалистически правдив и одновременно поэтичен в деталях. Трудно отследить, как, в какой именно момент наблюдательность натуралиста оборачивается художественной метафорой, но тем не менее мы не сомневаемся: измельчавшие розы как-то связаны с душевным миром княгини Веры, срезающей в эту минуту в осеннем саду цветы к именинному столу: у княгини Веры "прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы". Позднее, уже к концу вечера, обнаружится, что срезала в саду Вера именно розы, хотя там "пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры".
2гр. - "Княгиня Вера вдевает в петлицу пальто генерала Аносова две маленькие розы. Один цветок розовый, другой карминный, то есть ярко-красный, один - Вера, другой - Анна. Анна страстная по своей натуре. Хотя она и не обладает аристократической красотой своей сестры, тем не менее ее "грациозная некрасивость" привлекает мужчин. Она охотно предается флирту, любит азартные игры, посещает места с сомнительной репутацией, но в то же время никогда не изменяет мужу, отличается искренней набожностью. Красная роза - символ страстей людских и одновременно страстей (страданий) Христовых. В Анне есть и то, и другое". Вера ("розовый цветок") более нежная, утонченная, более спокойная и холодная, "в мать, красавицу-англичанку". Сестры такие же разные, как эти две розы, вдетые в петлицу пальто Аносова в знак любви и привязанности".
Среди мини-новелл, составляющих воспоминания старика Аносова, есть одна, занимающая особое место. В том же Букаресте, по его словам, произошел "трогательный случай": молодой офицер "пламенно и бесповоротно" влюбился в "прехорошенькую болгарочку", хозяйку дома, где он остановился на постой. Романтично и простодушно повествует старик о том, как "взгляды встретились", "пробежала искра", как состоялось "объяснение без слов": "Однажды, во время танцев, вечером, при освещении месяца, я вошел в сенцы, куда скрылась и моя болгарочка. Увидев меня, она стала притворяться, что перебирает сухие лепестки роз, которые, надо сказать, тамошние жители собирают целыми мешками. Но я обнял ее, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал.С тех пор, каждый раз, когда являлась луна на небе со звездами, спешил я к возлюбленной моей и все денные заботы на время забывал с нею. Когда же последовал наш поход из тех мест, мы дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда".
- В этой картине сухие лепестки роз лишь маленькая деталь, но ее психологическая мотивировка многопланова. Здесь и замешательство, неловкость, и нетерпение, и некий элемент обыденности ("тамошние жители собирают целыми мешками"), и, конечно, искренность чувств, их подлинность.3гр.- До самой развязки сюжета роза находится на периферии повествования. В этой детали нет ничего навязчивого, нарочитого, а напротив, есть достоверность, естественность и некий, возможно неочевидный, подтекст. Впрочем, он становится явным в финальном эпизоде посещения княгиней Верой квартиры Желткова и ее прощания с покойным. Все предшествующие сцены с упоминанием розы выстраиваются в единую смысловую цепочку, как только мы читаем: "...Вера ...вынула из бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой положила ему под шею цветок". Именно "в эту секунду" она поняла, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Символичность красной розы, положенной в гроб, отчетливо просматривается в контекстуальных связях с другими деталями, упомянутыми в рассказе в связи с традиционной символикой розы как идеала совершенства. Прощальный подарок Веры - это и благодарность, и обещание вечной памяти, но и символ крови, страданий. Здесь роза вступает в диалог с деталями из другого ряда: "Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона".
4гр. - "Насколько известно, католики почитают Богоматерь наравне с Христом. Одна из самых красивых и известных католических молитв "Аве, Мария" посвящена ей. Можно вспомнить также прекрасные изображения Мадонны на картинах Рафаэля.То, что возлюбленную в "Гранатовом браслете" зовут Вера, тоже символично. Слова религия и вера - синонимы. Любовь Желткова к Вере по сути своей религиозная. Об этом говорят и слова, которые слышатся Вере в бетховенской "Аппассионате": "Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое". Герой ставит земную женщину на место Богоматери. Он любит по-рыцарски: безответно, не зная "ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия".
I. Подача системы заданий
1.Организация групповой формы деятельности учащихся.
Цель:Какую роль играет художественная деталь(роза) в рассказе?
2.Распределение заданий по уровню сложности между учащимися
3.Сотрудничество с группами, направление учебно- познавательной деятельности учащихся
II. Организация рефлексии
III. Резюме учителя
Подведение итогов анализа текста и обсуждения
3. Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебныйматериал.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1.Синквейн
Роза
2- прилагательных или причастия
2-3 глагола
Фраза из 4 слов
Резюме(слово)
1.Организация проведения синквейна.
2. Чтение стихов А.Фета, А. Блока. (интертекстуальные связи, выстраивание ассоциативных рядов). Блок:
«Ты в поля отошла без возврата.Да святится имя твое!»
4. Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1.Прослушать сонату №2 ч.2 Бетховена
2.В чем смысл эпиграфа к рассказу?
3.Выполнение заданий по группам.
1. Групповое задание учащимся. Распределение заданий по уровню сложности:
а) Чтение внутреннего монолога Веры и последнего письма Желткова. Почему просит Веру послушать вторую сонату Бетховена?
б)История любви Желткова звучит трижды. Тема одна, но разные варианты рассказывания этой истории. Почему?
в)Где в повести наблюдается несоответствие вещей их предназначению? Графически изобразите формы некоторых предметов. О чем они вам говорят?
15