Презентация по русскому языку на тему : Словообразование имён существительных


Тема урока: «Словоизменение имен существительных.» Разработала: Свиридович Н. П. МОУ СОШ № 17 пос. Шаумянского Тема урока: «Словоизменение имен существительных.» Разработали: Варламова М. И. , Свиридович Н. П. МОУ СОШ № 9 г. Георгиевск Цель урока: создание условий для развития у младших школьников критического мышления. Задачи:Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; знакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.Развивать умения определять падежи имен существительных; критическое мышление, речь, память, фонематический слух.Воспитывать интерес к предмету. Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран. Ход урока: I. Организационный момент. Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь оценку «пять»! II. Минутка чистописания. Кк ок кл корзина III. Фонетический разбор слова «корзина». Что такое падеж?Сколько падежей в русском языке? Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 VI. Стадия осмысления. Прием «Инсерт»Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;+ - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.Изменение имен существительныхЧтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы: Название падежа Вспомогательное слово Падежные вопросы Именительный существует кто? что? Родительный нет кого? чего? Дательный дать кому? чему? Винительный вижу кого? что? Творительный доволен кем? чем? Предложный думаю о ком? о чем? Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию. Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него./Все ли понятно? Какие появились вопросы?Узнали ли вы, что такое падеж? А узнали вы, сколько падежей в русском языке?Откуда произошли названия падежей? 2. Первичное закрепление.Упр. 119.а) Чтение отрывка из басни.б) Дописывание окончаний карандашом в учебнике.в) Выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Определение падежей.3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.Упр. 120 выполняется в парах по вариантам: I вариант склоняет слово «кот», II вариант – слово «сосна».4. Повторение пройденного.Упр. 122 Итог урока. Стадия рефлексии.- Что нового вы сегодня узнали на уроке?- Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./- Какие падежи запомнили? Составление кластера. Изменение имен существительных по числам по падежам мн. ч ед. ч. Д. п. Р. п. Им. п В. п. П. п. Т. п. VIII. Домашнее задание: выполнить упр.121 на с. 97; выучить падежи. Урок окончен !