Конспект урока ИЗО «Глиняные игрушки». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .
Изобразительное искусство 5 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: «Глиняные игрушки». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.
Вид урока: Урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков), декоративная роспись круглых форм
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, деловая игра, сообщения учащихся.
Тема урока: «Глиняные игрушки». Задачи: Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери-земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей; выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания. Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Домашнее задание. Русские народные пословицы, поговорки, сказки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве, сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки».
Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент
Оборудование:
Для учителя: 1.оригинальные образцы игрушек, бумажные заготовки-модели игрушек, цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек, открытки; 2.таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи. 3.игра «Найди свой узор». 4.мультимедийные презентации дымковских ,каргопольских и филимоновских игрушек . Для учащихся: 1.рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек 2.таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи; 3.раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй узор” с дополнительными карточками; 4.печатки-тычки различного диаметра; 5.краски темперные; 6.палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; 2.Песня «Дымковская карусель»; 3.Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фофанова)»
Литературный ряд:
1.Стихи о дымковской игрушке; о народных мастерах 2.Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы). 3. Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
Ход урока
План урока:
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок ) (6 мин)
3. Информационный блок (7 мин).
4. Аналитический блок (практический). (20 мин) 5.Выставка и оценивание работ (3мин) 6.Информация о домашнем задании (2 мин) 7.Рефлексия. (3 мин) 1. Организационный блок (2 мин)
Вернисаж. В кабинете оформлена выставка глиняных игрушек созданных детьми, на доске висят изображения игрушек.
Музыкальный момент. В кабинете звучит народная мелодия (Мотивация будущей темы урока).
Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек (предметов народных промыслов) и фотографии глиняных игрушек.
Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь. Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.
Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты по рабочим группам.
2.Мотивационный блок. Актуализация знаний. Завязка.( Мозговой штурм) (6 мин)
Учитель:- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку. Читает загадку: Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
А зовут её …(народная игрушка) Учащиеся:- народная игрушка Учитель:- Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске?
Учащиеся: - глиняные игрушки, - народные игрушки Учитель: -Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки (не только). Но не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (предмет, который защищает от несчастья). Так вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки. А сейчас, как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей). Учащиеся: - глиняные игрушки, - игрушки-обереги
Учитель: -Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её в рабочие тетради, лежащие на ваших столах. - Тема сегодняшнего урока «Глиняные игрушки». Учитель записывает тему на доске.
3. Информационный блок (5 мин).
Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.
Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. ( К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным). Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. Для этого сейчас вы просмотрите презентацию (через компьютер демонстрирую слайд - шоу « Фестиваль глиняной игрушки» http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2012/06/blog-post_28.html )Звучит народная музыка. Учитель: Посмотрите и прокомментируйте эти слайды. (Презентация глиняные игрушки). На слайдах изображение различных промыслов по изготовлению глиняных игрушек, которые украшались орнаментами, в которые входили солярные знаки.
Учитель: Какие промыслы вы видите на слайдах, назовите их?
Учащиеся: Называют те промыслы, которые знают.
Учитель: Что такое народные промыслы? Орнамент? Солярные знаки?
Учащиеся: Пытаются ответить, но точной формулировки не дают Учитель: - А сейчас пройдите по ссылкам, прочитайте информацию о народных промыслах, о солярных знаках, орнаменте и сформулируйте краткое определение.
Учащиеся работают по группам пошагово по алгоритму:
а) народные художественные промыслы
б) солярные знаки
в) орнамент Группы зачитывают свое определение термина.
1 группа.
Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа.
2 группа
Орнамент - (от латинского ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента - в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в культуре неолита. 3 группа.
солярные знаки- Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы. Учитель: Теперь вам стали понятнее эти определения ? Запишите эти значения в тетрадь. Учитель читает стихотворение:
Очень часто за событиямиИ за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину
http://video.yandex.ru/users/listmp3/collection/1/.
Учитель: - С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где? - Вот зайчик. Все фабричные зайчики похожи один на другой, не отличишь.
Посмотрите на доску, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Мы сегодня подробнее узнаем об этих промыслах. 4. Аналитический блок (практический). (20 мин) А) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Учитель: - Чтобы лучше узнать об этих трех промыслах, мы еще на прошлом уроке разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: ( подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках). Группы определяют цели своей деятельности и зачитывают их: 1. Познакомиться с промыслами глиняной игрушки (Дымковской, Каргопольской и Филимоновской). 2. Узнать, почему они так называются. 3. В чем сходство и различие в орнаменте, по форме. 4. Узнать, с какой целью народные мастера использовали солярные знаки в декоре глиняных игрушек. Затем после корректировки, учитель записывает цели на доске (Познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте). Ученики в группах составляют план, участники корректируют друг друга. 1. Как украшали игрушку (Дымковскую, Каргопольскую, и Филимоновскую). 2.Провести сравнение. 3. Найти общее и различное. 5.выполнить орнамент в соответствии своему заданию. 6. Сделать описание. Ученики в группах работают по плану: сравнивают узоры, находят общее и различное, делают описание. Б) Реализация построенного проекта. Первая группа готовила сообщение о Дымковской игрушке, вторая группа – о Филимоновской, третья группа – о Каргопольской игрушке.
Учитель: - И так начнём знакомиться с глиняными игрушками.
Сообщение первой группы (сопровождается презентацией).
1 ученик
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
2 ученик
Дымково
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
В. Фафанов 1 ученик
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски игрушки яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые,оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10 – 12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятка (ныне Киров) работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
Обобщение учителем
Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке . Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке.
Сообщение второй группы (сопровождается презентацией).
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколобразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.
Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.
Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.
В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Обобщение учителем
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке . А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.
Сообщение третьей группы (сопровождается презентацией).
Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.
Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.
Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы.
Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.
В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…
В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.
Обобщение учителем
Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке . Возвращаемся к началу урока.
Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо. И заполните таблицу, которую вы видите на доске (выполнена заготовка таблицы учителем). Три учащихся, при поддержке своих групп (и учителя) заполняют таблицу. Отличительные особенности народных глиняных игрушек.
форма орнамент росписи основные цвета, используемые в росписи
Филимоновскиеигрушки имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;
бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый
Каргопольскиеигрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточкичерный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий
Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой
Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части. Игра «Найди свой узор». http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dymkovskaya_igrushka.pdf
Постановка задачи. Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим фигурку-заготовку из картона . Последовательность выполнения работы.
Учитель: - Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. Класс разделён на три группы по 8 человек в каждой. Ученики в группе выполняют эскиз того промысла, сообщение по которому группа готовила. Желательно, чтобы игрушки в эскизах не повторялись. Когда эскизы будут готовы, то их красиво располагают на листе ватмана (подготовленного и затонированного заранее учителем или по желанию учениками. Три группы – три листа ватмана) и приклеиваются. В конце урока все три коллективные работы вывешиваются на доске.
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы: 1 контроль организации рабочего места; 2 контроль правильности выполнения приемов работы; 3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4 контроль объема и качества выполненной работы.
учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз. Подведение итога. Вывод-проблема урока. Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы орнаментов предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской. А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:
1. Каковы общие черты глиняных игрушек ? 2. Характерные особенности Филимоновских игрушек? 3. Характерные особенности Каргопольских игрушек? 4. Характерные особенности Дымковских игрушек?
Вопросы вывешиваются на доску
Рассматривание репродукций на доске и ответы на вопросы
И так каковы общие черты глиняных игрушек ? – цельная, округлая форма, нет тонких деталей.
Характерные особенности филимоновских игрушек? – игрушки вытянутой формы, свистульки, расписаны куриным перышком, цвета: красный, желтый, зеленый. Характерные особенности каргопольских игрушек? - наивные по форме, приземистые, не очень яркие, в росписи используются древние знаки солнца и растений.
Характерные особенности дымковских игрушек? – форма игрушки наборная, много деталей (оборочки, косички и т.д.), яркая раскраска, яркие орнаменты (круги, сеточка, полоски и т.д.) – Показать дымковские игрушки «Петушок» и «Курочка».
Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.
Обсуждение работ всех групп, вывешенных на доске. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.
Учитель: - Ребята вам понравились работы?
Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)
Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?
Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки. 5.Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе. Учитель подводит итог и просит детей оценить выступление и работы одноклассников и свою работу.
Учитель: - А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
6.Информация о домашнем задании (2 мин) Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать о их значении в народном творчестве. Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки». 7.Рефлексия: (3 мин) 1.Где мы с вами сегодня «побывали» и с каким искусством познакомились? 2. Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки? 3. Что вы узнали нового? 4. Почему называют глиняную игрушку народным искусством? 5. Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: -предлагает выбрать смайлик (улыбка-понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Солярные знаки славян и их значение информация http://ataman-kudeiar.narod.ru/simbols.html
2. праздник Свистопляска Видеофильм http://video.yandex.ru/users/listmp3/collection/1/
3. Музей Дымковской игрушки презентация . http://www.dymkovo.com/3d-muzej-dyimkovskoj-igrushki.html
4. История слободы Дымково презентация http://www.dymkovo.com/sloboda.html
http://www.dymkovo.com/istoriya.html
5. Игрушки знаменитых мастеров Иллюстрации игрушек с орнаментами www.school-collection.edu.ru , http://cliparti.jimdo.com
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dymkovskaya_igrushka.pdf
6. Фестиваль дымковских орнаментов Узоры-символы http://festival.1september.ru/articles/583887/