Организация научного общества естествоиспытателей учащихся в Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского


ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»
Советский район, г. Новосибирск







Серикова Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории


Организация научного общества естествоиспытателей учащихся в Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского














Новосибирск 2016

1. История возникновения.

Я думаю, каждый учитель со мной согласится, что в его родной школе существуют такие традиции, которые формировались не один год, а затем стали любимыми, неотъемлемыми от жизни школы. Вот одной из таких любимых и детьми, и взрослыми традиций и является наше Общество естествоиспытателей, которое существует в Гимназии с 1996 года.
Как все начиналось? Нас пригласили участвовать в экологическом фестивале в одну из школ Левобережья, были даны задания, которые требовали подготовки. И мы начали работу с командой из 12-ти человек. Это были ребята, которые проявляли все возрастающий интерес к естественно-научным дисциплинам. Тогда еще никто не мог предположить, что четверо из них – Жимулев Ф., Тычков Н., Филиппов И., Ведерников В., закончив школу, станут студентами ФЕН НГУ. Кроме прорабатывания основной темы «Вода» и подготовки удивительно романтической сказки про судьбу «Капельки», мы ходили на экскурсии, проводили химические опыты, слушали доклады учителя биологии, священника Андрея Викторовича Баженова, который и сейчас руководит работой гимназического Общества естествоиспытателей. Тогда мы успешно выступили, привезли в родную школу книги, призы, грамоту. Это был май, конец учебного года. А когда наступил сентябрь, мы почувствовали, что нам не хватает той насыщенной жизни, которая была у нас в конце предыдущего года, тогда и было сформировано научное Общество естествоиспытателей.

2. Организационная структура общества.

В «Положении об Обществе» сформулирована его главная цель: поддержать и дать возможность развиться исследовательскому интересу у детей, помочь им приобрести необходимые знания и навыки для изучения природы, научить через рассматривание творений познавать Творца.
Прорабатывая план деятельности Общества естествоиспытателей на гимназическом МО естественных наук, мы предполагали развернуть такую работу для 5-10-ти увлеченных учеников. И как неожиданно и радостно нам сейчас видеть около 25-30 (из 250-ти) гимназистов на заседаниях Общества. Также помогает работе 5-6 преподавателей-предметников. Общество наше открытое. Что это означает? Двери для всех без исключения открыты. Официально членом общества, т. е. самостоятельно выступать с серьезной темой, может гимназист 6-11 классов. Но младшим тоже бывает любопытно и интересно, какие темы обсуждаются на очередном заседании. Если материал окажется сложным, все заседание они могут не утруждаться. Или, быть может, их заинтересует видеофильм, просмотр которого в конце заседания тоже становится обычным. Для особо активных младших школьников (1-4 классы) существует рубрика «Мои любимые питомцы», есть даже книга с подборкой рассказов о своих домашних друзьях, в которую, сделав сообщение на обществе естествоиспытателей, можно добавить и свой. Питомца даже можно принести на заседание – не обидят.
Как организована текущая работа Общества? Один раз в месяц – заседание. Могут быть внеочередные заседания, когда возникает необходимость проработать определенную тему. Тогда собирается Круглый стол. Или когда приезжают гости, как, например, профессор Ричард Койер, ведущий специалист НАСА (США), участник международной конференции по проблемам изучения вечной мерзлоты, сделал доклад о новейших открытиях в области изучения следов жизни на космических телах. Его сопровождал профессор из Москвы Д.А. Гиличинский.
Выбор тем, обсуждаемых на «Обществе», делают сами выступающие, а их спектр практически не ограничен: биология, экология, физика, химия, математика, астрономия, география, археология и др.
Между заседаниями работают лаборатории: необычных растений, почвенной энтомофауны, полевого земледелия, моллюсков, орнитологии. Любой лабораторией заведует ученик, заинтересовавшийся какой-либо темой. Результатами их исследований являются доклады на обществе, на научно-практических конференциях, небольшие, но очень важные открытия.
«Общество» может проводиться и в форме игры. Как, например, географический конкурс между командами «Колибри», «Зеленый континент» и «Лимпопо». Остальные члены «Общества» составили команду болельщиков. Здесь ребята самостоятельно готовили описание выбранного континента, а потом задавали вопросы другим командам. Вопросы также могут быть подготовлены учителями - предметниками. И, конечно, если это игра, то непременно дети получают небольшие призы.
Итоги работы «Общества» подводятся в конце года на МО преподавателей естественных наук и на последнем, выездном заседании Общества, вручаются дипломы.

3. Любимые традиции Общества естествоиспытателей.

1. С нетерпением ожидаются первые заседания Общества – они по традиции посвящены рассказам о летних путешествиях. Бывая в экспедициях, туристических походах, совершая паломничества, гимназисты знают, что им будет предоставлена возможность поделиться своими впечатлениями. И они загодя готовятся к этому – делают видеозаписи, фотоснимки, запасают интересные находки как, например, топорик совершенно невероятной формы, найденный на одном из деревьев, или образцы пород, взятых прямо из кратера недавно прекратившего свою деятельность вулкана. Это все остается в музее Общества, для которого нет пока специального помещения, но это не беда.
2. Приглашаются видные ученые из институтов СО РАН, которые делают не только интереснейшие доклады о достижениях науки и о новейших открытиях, но и могут, например, научить технологии изготовления орудия первобытного человека, а заодно и дать почувствовать, как это непросто.
3. Все дети и всегда очень любят экскурсии. Мы стараемся использовать уникальную возможность Академгородка и бываем в некоторых институтах СО РАН, а также в оранжереях ЦСБС, зоопарке и др.
4. Традиционное чаепитие, за которым обсуждаются прозвучавшие на заседаниях доклады, иногда даже становится причиной пополнения состава «Общества», когда заглянувший на чашку чая ученик становится естествоиспытателем. Вкусный, целебный, с лекарственными травами чай «Общества» положил начало программе по лекарственным чаям в 1-ом и 11-м классах. Для детей этих классов, отличающихся особо напряженным режимом работы, членами «Общества» летом были собраны лекарственные травы. Предполагается одну из тем посвятить именно растениям, издавна почитаемым в народной медицине. Разрабатывается проект организации на пришкольном участке «Аптекарского огорода».
5. Сформирована обширная видеотека, где есть интереснейшие фильмы по различной тематике, они сопровождают каждое заседание. Филиппов И. самостоятельно снял и смонтировал два видеофильма – «Весна – возобновление жизни» и «Кровь Земли». Фильмы могут приносить и сами естествоиспытатели.
6. Традиционно работают в рамках «Общества естествоиспытателей» пресс-группа, которая занимается оформительской деятельностью. Некоторые ребята самостоятельно увлекаются фотографией, один из выпускников Гимназии стал призером междугороднего конкурса фотографий, проводившегося в НГУ, по двум номинациям: «Природа и мы», «Природа без нас». Фотографии естествоиспытателей и учителей украшают летопись общества. Материалы заседаний общества оформляются в виде летописи.
7. Результатом деятельности издательской группы является выпуск Бюллетеня Общества естествоиспытателей. В такой тоненькой книжечке, на 20-40 страниц, каждый член Общества может опубликовать свои исследования. Очень важным мы считаем, когда выпускники Гимназии на выходе из школы получают такой Бюллетень со своей печатной работой.
8. С большой любовью, от лета к лету, на трудовой практике облагораживается пришкольный участок, высаживаются все новые виды цветов, как однолетних, так и многолетних. Был заложен «Сад выпускников», который в будущем, мы надеемся, будет пополняется новыми плодово-ягодными или другими деревьями. Так были посажены дубы, кедр, вишни.
9. Традиционными стали и выезды для работы на гимназической ферме. Нет, не просто посадить или выкопать картофель или прополоть морковку, хотя это тоже очень важно. Но и узнать, например, почему после того, как проходит по рядкам картофелеуборочная техника, земля неизменно оказывается снизу, а картошка – сверху? Или вручную попробовать собрать немного пшеницы, обмолотить ее и провеять, как делали наши прадедушки и прабабушки. Или просто выпить свежего молока, которым угощают местные жители.
10. Предпоследнее заседание Общества естествоиспытателей, по традиции, организуется и проводится выпускниками Гимназии. Теперь уже можно увидеть некоторую связь между темой последнего доклада на Обществе и названием факультета, где учится этот студент.
11. Одной из любимейших традиций «Общества» является последняя выездная сессия, когда итоги года подводятся на природе. Иногда приходится для начала очистить уголок возле Обского водохранилища от антропогенного мусора. Здесь – костер, или, лучше, кто вперед его разожжет, другие игры и –вручение дипломов, которые каждый год разные. Сначала были рисованные, а теперь изготавливаются самими членами общества на компьютере, как, например, этот – последний юбилейный к 20-летию общества естествоиспытателей. Очень символично, что первый диплом был мною нарисован с малышом у открытой для познания мира двери. А последний проект создан 10-классницей Востровой Полиной. И изображен уже зрелый естествоиспытатель, смотрящий вдаль, где ждут его новые открытия.
4. Размышления о значении Общества в моей педагогической деятельности

Каждый преподаватель, участвующий в работе Общества, имеет и свой взгляд на это удивительное дело, с Божией помощью продолжающееся уже в течение 20 лет.
Время меняется, меняется и восприятие учащихся окружающего мира. Мы заметили, что общество наше омолаживается, основные члены общества естествоиспытателей не старшеклассники, а гимназисты 5-8 классов. Поэтому мы постоянно находимся в поиске, пробуем разные формы работы, а деятельность лабораторий пересекается. И результаты их совместных исследований – это общешкольные проекты по разным направлениям.

Заключение
Отрывок из сочинения одного из учеников «Музыка жизни»: «цель жизни – поддерживать добро в окружающем нас мире, созидать его, приумножать и учить созиданию. Суть же добра – это счастье всех людей. Для осуществления столь глобальной цели человек не обязан творить дела в планетарном масштабе, он должен присматриваться лишь к себе и своим поступкам. Где человечеству сделать шаг трудно, там легко его сделать человеку. Творит добро каждый человек по-своему: кто-то просто поддерживает вокруг себя радостную атмосферу; и это есть добро, так как согласуется с окончательной целью – счастьем людей»

















Заголовок 115