«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»
МАОУ лицей №64
Открытый урок в 7 классе
«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»
разработан и проведен
учителем русского языка и литературы
Сиберт Екатериной Павловной
ноябрь 2015 г.
г. Краснодар
Цели:
образовательная: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, закрепить навыки раскрытия образа святого;
развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, внимание, логическое и творческое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы;
воспитательная: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского, воспитывать любознательного, эстетически развитого, творческого читателя, воспитывать интерес к урокам литературы, приобщить учащихся к исконно русской культуре;
Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, демонстрация конкретных предметов, наблюдение, выразительное чтение;
Оборудование: мультимидийная установка, компьютер, презентация.
Репродукции картин:
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»,
А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»,
М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»
Аудиозапись колокольного звона
Мультимедийный проектор с экраном
На интерактивной доске представлен план жития, составленный на прошлом уроке, записаны слова с толкованием их значения: композиция, житие (жизнь), преставление (смерть), отрок (подросток), инок (монах), искушение (испытание), игумен (старший).
Сергий Радонежский (1314 – 1392); 8 октября – день памяти святого;
20 сентября – день памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
ХОД УРОКА (2 урока)
Звучит эпиграф урока:
Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена.
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры –
Эти светочи земли...
О, хотя частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А.Круглова.
Звенят колокола, на их фоне звучит стихотворение И.С.Аксакова «Всенощная в деревне»:
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной...
и звон смиряющий
Всем в душу просится,
окрест сзывающий
в полях разносится.
И стар, и млад войдёт:
Сперва помолится,
Поклон земной кладёт,
Кругом поклонится...
И стройное клирное
Несётся пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся,
Ограде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано...
А в церкви дым висел
Густой от ладана,
И заходящими
лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
1. Постановка целей урока.
Слово учителя.
Так же светится и горит душа человека во время молитвы, так же освящал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергий Радонежский. Сегодня мы поговорим о житии этого заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
- Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?
- Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?
- Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?
Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы познакомиться с человеком, который за свою праведную жизнь был возведён в святые Земли Русской. Имя его – Сергий Радонежский. Мы познакомимся с его жизнью, которая на церковном языке называется житием, деяниями, чудесами. Целью нашего путешествия во времени будет разрешение вопроса:
«Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»
- О Сергии Радонежском мы узнали из жития, написанного его учеником Епифанием Премудрым. А что это за жанр литературы – житие? (Жанр литературы, который художественно рассказывает биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека).
- Какое житие мы изучали в прошлом году? («Житие Бориса и Глеба»).
Ученики списывают с доски в тетрадь тему урока:
“Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца”.
Учитель привлекает внимание к иконам (на иконах лик Сергия Радонежского), указывая на разницу в изображении святого, делая акцент, что икона – живописное изображение Бога или святых. Напоминая, что у верующих (православных) икона является предметом поклонения, к ней они обращаются с Молитвой.
– Кто вспомнит и прочтет вслух Молитву? (Все в классе знают “Отче наш”, тропарь преподобному Сергию Радонежскому )
– Молитва – не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему. Православные верующие, кому сегодня не дается учение, обращаются к иконе преподобного Сергия со словами: “Преподобный Отче Сергия! Моли Бога о мне!”
2. Обратимся к тексту жития.
- Какое имя дали святому при крещении?
- Каким был Варфоломей в детстве?
- На прошлом уроке мы работали с планом «Жития Сергия Радонежского» (он представлен на интерактивной доске в течение всего урока) и познакомились с основными правилами (канонами), по которым строится этот жанр древнерусской литературы. Расскажите о них. (Рассказ о благочестивых родителях, о детстве героя, его вере в Бога, чудесах при жизни и после смерти, преставлении святого).
- Итак, наш путь мы начнём с рассказа о детстве святого. Расскажите.
(Подробный пересказ отрывка).
3.Работа с картиной М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Выразительное чтение стихотворения наизусть:
Он был украшен воздержаньем,
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый промысел о нем.
Он старца дивного встречает,
Ему решается сказать
Что более всего желает
Науку книжную понять.
И черноризец, помолившись,
Просфору отроку подал,
А тот, вкусив ее, не сбившись,
Псалтирь с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.
- Как изобразил художник Варфоломея?
- Этот отрок – будущий святой Сергий. Обратите внимание на композицию картины.
- Что такое композиция? (Построение произведения).
- Отрок и старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а что за ними? (Русская земля).
- Как вы объясните такое расположение частей картины? (Святой Сергий – будущий молитвенник за Русь, русских людей, их заступник).
- Какой эпизод жития иллюстрирует эта картина? (Подробный пересказ отрывка «Встреча отрока Варфоломея со старцем»).
- На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину? Что такое просфора? Обратимся к словарю:
Черноризец – монах.
Просфора – хлеб, который вкушают до и после литургии.
Пост – воздержание в еде.
Преподобный – монах, достигший святости.
Литургия – главная церковная служба, проводимая в первой половине дня.
- А кто, на ваш взгляд, был этот старец? (Посланец Бога, может быть, ангел).
(Описание картины: на фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры – мальчика и явившегося ему под дерево святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Художник передал умильное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно-умильные устремлённые на схимника глаза полны молитвы; молится и весь пейзаж, преображённый рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывает самые глубокие тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты. И мы слышим слова святого: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».
- Какова цель жизни Варфоломея? Для чего он ушёл в пустынь? (Трудиться для людей во славу Божью).
- Почему стал монахом? (Монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям).
- Какие испытания ему пришлось пройти? Какие трудности преодолеть? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, молитвой прогонял бесов).
- Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (Хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления).
- Какие черты характера свойственны отцу Сергию? (Глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле).
- Кто такой праведник? Обратимся к словарю
Праведник – благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим.
- В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? (По его молитве пробился источник, прокажённые очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную пользу, он воскресил мёртвого отрока)
- Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле).
Обратите внимание на миниатюру 16 века из жизни Сергия Радонежского.
4. Слово учителя.
- В нашем варианте жития нет очень важного отрывка. Вы сейчас его послушаете.
Подробный пересказ отрывка. (Индивидуальное домашнее задание).
«Варфоломей, которому было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.
- Чадо, говорили они ему, ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец жизни нашей, и нет, кроме тебя, никого, кто бы послужил нам на старости, потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить твое заветное желание.
Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение.
Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Все свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею.
Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собой: «Я смертен и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал все имущество родителей, ничего не оставив для себя, даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, подающего хлеб нуждающимся».
- Подумайте, почему этот отрывок для нас важен? Что нового мы узнаём о святом Сергии из него? (Мы узнаём о послушании будущего святого).
- И вот он ушёл в густые радонежские леса и жил в одиночестве. С чего началась его другая, иная, а значит, иноческая жизнь? (Она началась с искушений).
- Расскажите о них.
Словарная работа.
- Родственники слова «искушение» нам уже встречались на уроках русского языка. Вспомните, к каким словам восходят этимологические корни данного слова? (Искусство, искусный, кусать.) Дети записывают родственные слова на интерактивной доске.
- А зачем Бог посылает своим избранным людям такие испытания – искушения, ведь преодолевать их очень трудно? (Бог закаляет человека для дальнейшего служения, ведь оно не может быть лёгким. Бог делает человека искусным.)
- Обратите внимание на триптих художника М. Нестерова (триптих – трёхчастная картина). Жизнь монахов проходила в постоянном труде и лишениях. Нелегко им жилось в Сергиевом монастыре. Устав (свод правил) был очень строгим: «Да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят всё необходимое». Какие трудности испытывали иноки и как они их преодолевали?
Подробный пересказ отрывка «Трудности жизни в монастыре».
- Но не только трудности были в жизни святого Сергия и его братии. Он совершал чудеса, которые по церковным канонам являются обязательным условием причисления к лику святых. Расскажите об этих чудесах.
Выборочный пересказ отрывка «Чудеса святого Сергия».
5. Беседа. Слово учителя:
- Это житие мне показалось интересным ещё и потому, что в нём раскрываются душевные, личностные качества святого Сергия. Давайте поговорим о духовной красоте этого человека. Вы помните, как пришёл к нему издалека поселянин и хотел его видеть, но не верил окружающим, что бедный человек в разодранной, худой одежде, копающий землю, и есть святой Сергий. Он даже думал, что над ним пошутили, указав на этого бедняка как на святого. В сердцах этот земледелец сказал: «Столько трудов предпринял я впустую!.. Вижу какого-то нищего и нечестного старца». А как к этим обидным словам отнёсся сам Сергий Радонежский? (Выборочное чтение).
- Как эти слова характеризуют святого? (Скромен, смиренен, необидчив).
- А что вы можете сказать о нем по следующему поступку – уходу из монастыря, ушел он тайно, никому ничего не сказав. (Он хотел молиться и служить только Богу, не искал славу от людей).
- А когда братья пришли за ним просить вернуться, он как поступил? (Вернулся).
- Он хотел, чтобы его упрашивали, льстили ему? (Нет, вернулся из большой любви к братьям, по послушанию, ведь без него им пришлось бы очень трудно).
- Докажите, что был Сергий Радонежский очень скромным. (Отказался от митрополичьей шапки, которую ему предложил митрополит Алексий).
- А еще он был очень добрым. И эту доброту чувствовали даже звери. Когда Сергий Радонежский жил в лесу один, к его избушке прибился дикий медведь, голодной зимой этот шатун приходил к его домику и с руки брал хлеб. И медведь не набрасывался на него.
6. Обратимся к истории.
В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Накануне великой битвы на Куликовом поле Великий князь Дмитрий едет к старцу Сергию. Мы знаем, что Сергий Радонежский принял у себя в монастыре князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского), который решал, идти ли ему на бой с татарами, ведь силы у последних несметные. В нашем варианте жития этот рассказ дан сжато, а мы послушаем подробный пересказ.
Проверка индивидуального домашнего задания. Выразительное чтение отрывка «Князь Дмитрий Иванович у святого Сергия» с показом слайдов.
«Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.
Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.
Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:
- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет вам помощник и заступник!
И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:
- Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.
Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
- Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен.
Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
- Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей. - Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами.
Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой».
- Каким вы увидели святого в этом эпизоде? (Прозорливый, вселяет надежду, уверенность в победу, любит Русскую землю).
Обратимся к словарю:
Прозорливый – проницательный, умеющий предугадывать, предвидеть.
- Перед вами репродукция картины А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле». В утреннем тумане чётко вырисовываются русские воины. Художник передаёт решимость биться до конца, нетерпеливое ожидание начала сражения. М.Авилов изобразил поединок Пересвета с Челубеем. Пронзили друг друга два поединщика копьями.
- Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении?
- Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод? (Молитвенник и заступник за Русскую землю).
7. Беседа
- Докажите, опираясь на текст, что ещё при жизни становится святым. (Обладал даром прозорливости, ему явилась Пречистая с двумя апостолами).
- Как создаётся в «Житие» образ идеального святого? (Чтобы создать характер святого, автор рассказывает о чудесах, совершаемых святым, о его общении с ангелами и Пречистой, об умении исцелять больных и воскрешать мёртвых).
- Какими чертами характера обладает святой? (Смирение, милосердие, подвижничество, прозорливость, нравственная красота. Он рассматривает жизнь как общественное служение)
- Чему он посвятил всю свою жизнь? (Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!» - призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная»).
- Что говорит «Житие...» о нетленных мощах святого?
(Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Заглянем и мы в Лавру.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А в Коломне Староголутвинский стоит монастырь, который был основан учеником святого).
- Нужно ли читать жития святых? Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы? (Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики. Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую. Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего).
- Мы поговорили о личности Сергия Радонежского и подошли к завершению его земного пути. В конце жизни он помнит о братии и передаёт игуменство (т.е. старшинство) кому? (Молодому Никону).
- Ребята, давайте прочитаем отрывок, в котором говорится о преставлении (земной смерти) святого Сергия. Пусть звучат строки жития на нашем уроке. (Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение и не только при жизни, но и при смерти...»).
8. Итог урока.
- Итак, подведем итог нашего путешествия во времени и вспомним цель его: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?» (Святые - это люди, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу, люди, своей добротой и кротостью, своим самоотверженным служением Богу и ближним, своей жизнью показавшие плоды, которые должно давать христианство. Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела).
Составление духовного портрет Сергия Радонежского
Сергий Радонежский
Праведник защитник
Мудрый милосердный идеальный
Радел за православную самоотверженно помогал людям исцелял людей
веру служил народу
образец нравственных и духовных ценностей
- А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу такого рода – жития? (Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!)
- Помните, ребята, что святые и после смерти помогают людям.
9. Домашнее задание. Сочинение: «Чем мне оказался близок Сергий Радонежский?».
Приложение 1.
Литературная игра «Мир древнерусской литературы»
(Класс делится на 2 команды по 5 человек, остальные – болельщики).
I. Задание: определить и назвать автора и произведения древнерусской литературы по следующим отрывкам:
1.«Сейчас, брат, никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, надеюсь, что с Божьей помощью будет убит лукавый этот змей...»(Ермолай - Еразм, «Повесть о Петре и Февронии»). 2.«Прошло немного времени, и восстал диавол, не терпя тех обид, которые приходилось ему переносить от святого. Превратившись в змею, вполз в келью его, и наполнилась келия змеями...» (Епифаний, «Житие преподобного Сергия Радонежского»).
3. «Но все же эта весть смутила его. Полный к тому же скорби по отцу в молитве искал утешения. Была суббота...» (Нестор, «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба»).
4. «Они с Петюшей, которого Варфоломей, заботливо держал за руку, принаряженные и умытые, дошли до околицы и побрели по лугу... Оно бы и обошлось, тем паче что Варфоломей сам никогда в драку не лез... Дюжина ребятишек окружила двух боярчат, насмехаясь над ихней одеждой...». (Дмитрий Балашов «Похвала Сергию»).
5. « Детство Сергия, в доме родительском, для нас в тумане. Все же общий некий дух можно уловить из сообщений Епифания, ученика Сергия, первого его биографа. По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого... Родители бояре знатные...». (Борис Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»).
6. «Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему и забыл выставить подворотню, ударил лошадь кнутом. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала у себя хвост...». («Шемякин суд»).
II. Задание: узнать героя в предложенных отрывках:
1. «Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пек, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил носил в гору и каждому приносил в келию...» (Сергий Радонежский).
2. «...Строен, величествен, пленял всех красотой и ласковым обхождением. Взор у него был приятный и веселый. Он отличался храбростью в битвах и мудростью в советах...» (Князь Борис).
III. Задание: ответить на вопросы:
1. Назовите имя брата-злодея, убившего своих братьев. (Святополк).
2. Объясните значение слова «преподобный». (Святой монах).
3. Как исследователи обычно называют житийную литературу? (Агиография).
4. 14 февраля празднуется День Святого Валентина как день влюбленных. Подобный праздник, имеющий православную основу, есть в церковном календаре. Как он там обозначен, назовите дату? (Памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, 8 июля).
5. Что означает в церковно-славянском языке слово «житие»? (Жизнь).
6. Кто из древнерусских писателей назвал свой стиль «плетение словес»? (Епифаний Премудрый).
7. Назовите монастырь, который Сергий основал первым? (Во имя Святой Троицы).
8. Как построено житие, назовите части? (Состоит из трех частей. Вступление - автор поясняет причины написания; основная - повествование о жизни святого; похвала святому).
9. Как звали преподобного Сергия до принятия им монашеского пострига? (Варфоломей).
10. Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора).
11. Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского).
12. Ермолай – Еразм. Какое из двух имен даровано писателю в монашестве? (Еразм).
13. На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? (Куликовская битва).
14. В каком году Сергий благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву? (1380).
15. Почему на теле князя Петра в «Повести о Петре и Февронии» появились язвы? («...коварный змей издыхал» и обрызгал Петра кровью).
16. Назовите село, где жила до замужества Февронья? ( Село Ласково).
17. Где похоронили Бориса и Глеба? (В Вышгороде).
18. Назовите имена братьев Сергия. (Петр и Стефан).
19. Объясните значение эпитета «окаянный» применительно к Святополку. (От Каин - братоубиец).
20. Варфоломей встретился с иноком. Какую книгу, вернувшись домой, он стал читать? (Псалтирь).
21. Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).
22. Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).
23. Вспомните, почему горожане попросили Петра вернуться? (Бояре не могут справиться с управлением).
IV. Задание: мини-аукцион.
1. Кто больше назовет качеств, присущих святому, герою житийной литературы (чудесные способности, вера в Бога, нравственная чистота, милосердие...).
2. Назовите отличительную черту стиля «плетение словес». (Обильное использование созвучий, словесных повторов, развернутых метафор и сравнений).
3. Объясните значение слова «страстотерпец». (Терпящий страдания, страстотерпцев в отличие от мучеников убийцы не понуждали отречься от веры).
4. В каких произведениях древнерусской литературы вы встречали слово « страстотерпец»? («Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского»).
5. В «Повести о Петре и Февронии» дьявол знает, что его постигнет смерть. От чего он примет смерть? («...от Петрова плеча и от Агрикова меча»).
6. В каких битвах были невидимыми помощниками Борис и Глеб? (Ледовое побоище, Куликовская битва).
7. Кто автор? Полное название картины? (Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», « Юность Преподобного Сергия», « Труды Сергия Радонежского»).
8. Кто больше назовет слов возвышенных или употребляемых в духовной литературе, тот первый выбирает дорожку (Благодать, осенил, вознесение, уповал, благие и т. д.).
9. Назовите три чуда, происшедшие с Сергием до принятия монашества. (До рождения трижды громко закричал во чреве, младенец соблюдал постные дни, обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу).
10. Какие чудеса творила Февронья? (Умела превращать хлебные крошки в церковные благовония - ладан и фимиам, а срубленные деревца в большие деревья.)
11. Созерцателем каких трех великих чудес становится Сергий игумен Троицкого монастыря? (Вместе с Сергием отправляет богослужение светлый ангел, явление богоматери, Божественный огонь во время причащения).
12. Почему Борис и Глеб на Руси почитаются святыми? (Святость Бориса и Глеба в их вере, доброте, кротости и всепрощении, приняли мучения и смерть подобно Иисусу Христу).
13. Кто больше назовет литературоведческих терминов, необходимых для анализа произведений древнерусской литературы? (Герой, житие, метафора, легенда, сравнение образ, проблема, повесть, характер, сравнение, эпитет и т. д.)
14. Вам известны такие жанры духовной литературы, как молитва, притча, житие. К какому из них вы могли бы отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Почему? (Житие, они доказали свою святость. При жизни Петр победил змея, был мудрым правителем, мудрая Февронья творила чудеса , на месте погребения, у святых мощей люди получали исцеление).
15. Перечислите все достойные качества (добродетели.) Петра и Февронии. (Петр - религиозность, мужество, доброта, верность, кротость. Феврония - ум, смекалка, чудесные способности, верность, нравственная чистота, способность самоотверженно любить).
16. Объясните смысл загадки Февронии «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей». «Отец и мать пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». (Уши - пес, очи - ребенок, родители пошли на похороны, брат-древолаз будет смотреть сквозь ноги на землю, чтоб не сорваться с дерева).
17. Сколько монастырей было основано трудами преподобного Сергия, его учеников и сподвижников? (По подсчетам исследователей российской истории, из 180 монастырей, появившихся за время монголо-татарского ига, 90 основано трудами Сергия, его учеников и сподвижников).
Пояснения к игре: если игрок команды не может ответить на предложенный вопрос, отвечают зрители, за правильный ответ получают жетон, в конце игры жетоны будут подсчитаны, от их количества зависит оценка за урок.
15