Нравственные уроки Стефана Пермского и Сергия Радонежского
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа»
пст. Якша
Тема доклада:
«Нравственные уроки Стефана Пермского и Сергия Радонежского»
Направление:
«Наследие Стефана Пермского и равноапостольного князя Владимира
в современной жизни и традиционной культуре народов России»
Участник: Скворцова Виолетта, 6 класс
Руководитель: Кропанева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы
пст. Якша
-2015 год-
Нравственные уроки Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
21 век является веком науки и техники. Веком прогресса. Современный мир трудно представить без компьютеров, мобильных телефонов, без продуктов нано технологий. Быстрее всех новое осваивают молодые люди от 13 до 36 лет. Им свойственно все подвергать сомнению. Поэтому в последнее десятилетие особую значимость приобретает задача развития критического и творческого мышления, формирование умения самостоятельно находить ответы на волнующие вопросы.
С одной стороны: за молодыми будущее. Им жить и строить общество будущего. Да, они талантливы, успешны, умны, энергичны…но… Не надо забывать и о проблемах, которые затрагивают не только молодёжь, но и всё население. Это, в первую очередь, наркотики, алкоголь и курение. По всему миру проходит массовое решение этих проблем, проводятся акции протеста против курения и выпивки в общественных местах. По данным статистики, почти каждый третий заболевший зависимостью пробует алкоголь или сигареты до 12 лет.
А как решать проблемы финансовые, социальные, эмоциональные, с которыми подростки встречаются ежедневно?
Именно поэтому в Республике Коми 2012 г. был объявлен Годом молодежи, 2013 – Годом спорта и физической культуры, 2014 – Годом здоровья, 2015 - Годом литературы. Решение нравственных проблем находится на первом месте.
Человек – часть природы, и если он следует «закону жизни», осознает это единство и равенство, жертвует собой ради других, значит, в его жизни есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к другим людям, к природе – прямой путь к бездуховности.
В центре нашего внимания находится жизнедеятельность Стефана Пермского и Сергия Радонежского, которые своим жизненным примером показали людям, как жить для других, помогать другим. В докладе мы попытаемся осветить основные моменты их трудной и плодотворной жизни. Они внесли огромный вклад в развитие культуры Республики Коми, и их деятельность вызывает огромный интерес у современников.
Стефан Пермский (или Великопермский) - видный церковный и государственный деятель XIV в., друг и сподвижник Сергия Радонежского. Историк В. О. Ключевский писал, что Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и святитель Стефан Пермский делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни. Дружба и взаимное уважение соединяли их друг с другом. Это были образованнейшие люди своего века.
Мы знаем, что Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Он с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря, где находился Сергий, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Этот факт свидетельствует о глубокой духовной связи между святыми.
Стефан Пермский родился около 14 века в семье устюжского причетника Симеона. С детства обладал большими способностями: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении. Точная дата рождения (Варфоломея) Сергия Радонежского также неизвестна. Предположительно, он родился 3 мая 1314 года в имении отца боярина Кирилла недалеко от Ростова Великого.
В молодости Стефан Пермский принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан изучил греческий язык, чтобы прочитать книги. Он мечтал принести на землю коми христианство.
В 1340 году Варфоломей ушел вместе с братом в пустынное место, на гору Маковец. Там было положено начало строительству будущей Троице-Сергиевой Лавры.
Трудными были пути обоих святых. Для просвещения зырян в 1372 году Стефан Пермский составил азбуку (анбур) их языка и перевел на него несколько церковных книг.
В 1379 г. в Москве епископ Герасим благословил Стефана Пермского идти в страну языческую – Пермь, чтобы учить людей святой вере.
В 1380 году Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Предсказал победу русскому войску.
Из Устюга Святой Стефан отправился к Вычегде, к зырянам. Много трудов, борьбы, лишений вытерпел, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, огню, воде, деревьям, камню.
XIV столетие – один из тяжких моментов в истории России: татары заполнили почти все пределы её, междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, бесправие народа и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью.
В споре с главным жрецом Стефан Пермский одержал победу: согласился пройти вместе с Памом сквозь огонь и воду, но Пам испугался и был изгнан народом.
В благодарность Господу за победу над главой язычников Св. Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. Основал несколько монастырей.
Варфоломей с братом Стефаном построили в Радонежском лесу на горе Маковец избушку-келью и маленькую церковь во имя Святой Троицы – будущую Лавру.
В 1383 г. Стефан Пермский был поставлен епископом Малой Перми. При храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Ввел Богослужение на зырянском языке. Сохранились иконы, написанные самим Стефаном Пермским.
Готовясь к конференции, мы изучили много литературы и наткнулись на очень интересный материал. Что может быть общего между тремя историческими фигурами: проповедниками христианства Святым Владимиром, Святым Стефаном Пермским (14 век) и крестителем Германии святым Бонифацием (8 век)? Оказывается, легенда связывает появление рождественской ёлки с именем крестителя Германии святого Бонифация. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, он решил доказать, что дуб, которому те поклонялись, не имеет волшебной силы, и срубил его. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, и только небольшая ель осталась стоять. «Да будет она древом Христа!» – воскликнул святой. С тех пор и ставят в домах на Рождество украшенную ёлку.Св. Владимир низверг и бросил в реку идол Перуна, св. Стефан Пермский срубил древнюю берёзу, которой поклонялись зыряне.
26 апреля - день памяти святого Стефана Пермского, отмечаемый ежегодно. Мы вернемся к этой дате еще раз. Стефан Пермский и Сергий Радонежский, который тоже не был ни писателем, ни церковным поэтом, служили одному делу.
Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле, однако, политическим деятелем тоже не был.
Он был святым.
Святой входит в историю не тем путем, что писатель или художник – они оставляют потомкам книги, картины, теории – святой оставляет нам что-то другое.
Что именно оставил нам Сергий Радонежский? На этот вопрос мы ответим в конце нашего доклада.
Кольцо монастырей опоясало Москву и осветило дикие северные края. 140 монастырей, созданных Сергием Радонежским, его учениками и учениками учеников, стали центрами наделения русских людей духовной силой, новым знанием, правильным чувствием и, самое главное, точной и силу дающей системой ценностей.
Обидно было терпеть упрёки от учителей, непонимание родителей, насмешки товарищей, когда при всём старании не давалась грамота.
Урок смирения - это понимание того, что если такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьёзных и важных делах. Поэтому каждое дело Варфоломей начинал и заканчивал молитвой к Богу.
Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям. Пример юноши Варфоломея побуждает нас не отказываться от ежедневных обязанностей в семье, как бы важны и велики ни были наши дальнейшие планы.
Урок терпения и верности выбранному пути мы видим в преодолении всех тяжких и порой невыносимых для простого человека условий жизни вдали от людей во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия. Троицкий игумен высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.
Урок великой любви к людям. Преподобный Сергий сумел подчинить всю свою жизнь заповедям любви и единомыслия. Избегал судить и поучать людей. Своим образом жизни, своим отношением к окружающим подавал пример: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой». Это слова Бога. Преподобный понимал их буквально и шёл этим путём, несмотря на то, что идти по нему настолько трудно, что почти невозможно.
Урок скромности. Преподобный Сергий, будучи игуменом, внешне никак не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, всегда терпелив и немногословен. Творя чудеса, он просил молчать о любых случаях чудесной помощи, которые происходили после его молитв.
Урок миротворчества даёт он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, несёт мир и покой в разные уголки земли Русской.
Урок любви к Родине – преподобный Сергий стал невидимым полководцем русского войска в жестоком сражении. После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД. Сергий Радонежский помог поверить русским воинам в свою силу. Его благословение придало сражению священный характер. После битвы князь Дмитрий Иванович, получивший почётное прозвище Донской, приехал в Троицкую обитель поблагодарить Преподобного за помощь. Преподобный Сергий молился об упокоении душ погибших и с тех пор на Руси отмечается Дмитровская родительская суббота – поминание всех русских воинов, отдавших свою жизнь за Родину.
Перед нами «Лестница» жизненных уроков, по которой мальчик Варфоломей поднялся до Сергия Радонежского. ЧТО лежит в основе нравственных уроков жизни, которые своим примером показал Сергий Радонежский? Что именно оставил нам Сергий Радонежский? Теперь мы знаем ответ на главный вопрос. ГЛУБОКУЮ ВЕРУ И ЛЮБОВЬ К БОГУ, а также СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ.
Что оставил нам Стефан Пермский? И на этот вопрос мы можем ответить. ГЛУБОКУЮ ВЕРУ И ЛЮБОВЬ К БОГУ, а также СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ.
Оба святые – очень светлые люди, и мы надеемся, что наш доклад вызовет не только улыбку, но и желание делать добрые дела.
И в завершение нашего доклада еще раз вспомним дату памяти святого Стефана Пермского – 26 апреля (1396). День памяти Сергия Радонежского – 26 сентября (1392).
Какова идея доклада в целом? Все живое должно жить в содружестве, заботиться друг о друге, служить друг другу.
Святые Стефан Пермский и Сергий Радонежский дают людям возможность обрести веру в самих себя, исправиться, пока еще не все потеряно, пока есть возможность, проявить милосердие и сострадание, не быть равнодушными друг к другу. В этом случае нельзя не согласиться с высказыванием А.П. Чехова, который сказал, что «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Бруно Ясенский по этому поводу отмечал: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
У нас великая страна. Нам есть чем гордиться. Есть, над чем задуматься. Для того чтобы решить проблемы, необходимо прислушаться к мнению компетентных специалистов во многих областях науки и техники. Не быть равнодушными. Тогда в мире многое измениться в лучшую сторону.
Мысль – двигатель человеческого прогресса. Без конфликта нет развития. Сегодня происходит переоценка ценностей, в обществе многое меняется, поэтому возникает необходимость взглянуть по-новому на многие понятные, известные истины, рассмотреть их с другой, может быть, не совсем привычной, стороны.
Источники:
1. Агеносов В.В. и др. Энциклопедический словарь-справочник. 3-е изд. М. Дрофа. 2010 г.
2. http://hotkovo.net.ru/main.php?id=124http://hotkovo.net.ru/main.php?id=124 Ресурсы, посвященные Святому Преподобному Сергию Радонежскому
3. http://misioner.ru/photo/podborki/26-1-0-0-0
4. HYPERLINK "http://www.foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html
5" http://www.foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html
5. HYPERLINK "http://preobrazhenie2007.ru/russkie_prazdniki/svyatoy-sergiy-radonezhskiy
6" http://preobrazhenie2007.ru/russkie_prazdniki/svyatoy-sergiy-radonezhskiy
6. http://www.rummuseum.ru/lib_k/kostom10.php Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете
7. HYPERLINK "http://www.lyceum8.ru/pravoslavie/Fr.htm Православия святые имена
8" http://www.lyceum8.ru/pravoslavie/Fr.htm Православия святые имена
8. http://coollib.net/b/241702/read Елена Владимирова Преподобный Сергий Радонежский. Жизнеописание, молитвы, святыни
9. http://fictionbook.ru/pages/read_book_online/ Библиотека в библиотеке
10. HYPERLINK "http://iconexpo.ru/k1_1218.php
11" http://iconexpo.ru/k1_1218.php
11. days@pravoslavie.ru
12. О жизни православных святых, иконах и праздниках. Автор-составитель О.А. Попова. Свердловск, 1991 г.
13. Епифаний Премудрый. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского
14. Попов Е. А. Святитель Стефан Великопермский — Пермь: 1885. — 94 с.
15. Стефан, епископ Пермский // Словарь книжников и книжности Древней Руси — Электронные публикации Института русской литературы РАН
16. arh-eparhia@yandex.ru
17. http://www.moskvam.ru/2007/06/ananichev.htm
18. WEB-ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА "АРТ" (ЛАД) 1997-2003