Мультимедийная поддержка урока по литературе (11 класс) Правда и ложь, вера и человек в пьесе М.Горького На дне (урок-диспут).


М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 Урок - диспутв 11 классе М. Горький. Художник В. Серов. Писатель затрагивает не только социальные, но и философские проблемыМногоконфликтность (три типа конфликта)В основе драматургического конфликта лежит не событийная острота, а столкновение точек зрения различных персонажейМногие реплики персонажей имеют подтекстОснову сюжета составляют не события, а реплики персонажейИспользование повторяющихся эпизодовРазобщенность героев подчеркивается организацией сценического пространства. М. Горький. Художник М. Бегас. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?.. Как горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…»М. Горький Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра. 1902 Выявите позиции героев в споре о лжи и правде.Какие из них являются антагонистическими?Чем ложь Луки отличается от лжи Костылева? Сатин — Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903 Как на этот вопрос отвечают герои пьесы?Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить и не верить… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен»? Акт I. Художник С. Гонков Верите ли вы словам Клеща: «Какие они люди!.. Я - рабочий человек…мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу срежу, а вылезу…»? Почему после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, ка он обещал героям?Разделяете ли в мнение исследователя о том, что в основе драмы лежит глубоко религиозная проблема?Понятие «дно» здесь имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание. Обитатели ночлежки утратили веру в Бога, а значит и утратили веру в себя , в сои внутренние возможности.(« Актер: Почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я») Акт IV. Художник С. Гонков. Почему в 4 действии возникает спор о Человеке? В чем его суть?Можно ли считать Луку и Сатина антагонистами? Докажите свою точку зрения. Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 Лука — И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903 До сих пор спорят о том, кто из героев- Лука или Сатин – положительны, а кто отрицательный персонаж. Как вы думаете, почему читатели и критики не могут прийти к однозначному выводу?Возможна ли однозначная оценка этих образов? Почему? Художник Д. Шмаринов. Лука – И. Москвин, Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. Как бы вы ответили на этот вопрос?