Методическая разработка викторины Из мира растений по дисциплине Основы агрономии и зоотехнии
Министерство образования и науки РФ
ФГОУСПО «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
Викторины «Из мира растений» по дисциплине:
«Основы агрономии и зоотехнии».
Разработала преподаватель: Пирогова Н.В.
Ст. Брюховецкая
2010год
Содержание
Введение.
План проведения мероприятия.
Предисловие.
1. Подготовительная часть
1.1 Подготовка преподавателя.
1.2. Подготовка студентов.
2. Основная часть (проведение игры).
3. Заключение.
4. Приложения.
Тема: « Из мира растений».
Цель проведения:
Учебная: закрепить, обобщить знание по предмету «Основы агрономии зоотехнии».
Воспитательная: привить любовь к будущей профессии, развить самостоятельность мышления, творческая овладение знаниями.
Место проведения: аудитория № 20.
Форма проведения: викторина.
Время проведения: внеурочно.
Участники мероприятия: студенты третьего курса отделения «Механизация сельского хозяйства».
Оборудование: книжная выставка, плакаты, настенные газеты, цветы.
Предисловие.
В последние годы на своих участках все больше огородников – любителей выращивают не только всем известные овощные культуры, не только районированные их сорта, но и редкие, часто не районированные, а просто чем–то полюбившиеся овощные растения. Интерес к ним возрос неспроста. Многие из огородников сумели поправу оценить качества многих редких овощных культур, найдя им применение при солении, приготовлении вареньев, компотов, маринадов.
Некоторые из них добавляют в чай, придавая его вкусу особый аромат. Такой чай улучшает обмен веществ, уменьшает головокруженье. Свежие или сушенные молодые листья и цветочные почки, некоторых растений являются отличной приправой к мясным и рыбным блюдам, к салатам и супам.
Редкие овощные культуры богаты витаминными органическими кислотами, алкалоидами и т. д. Некоторые из них используют в диетическом питании.
Для того, чтобы привлечь внимание студентов к этим растениям и была проведена викторина « Из мира растений», благодаря которой учащиеся в игровой форме самостоятельно ознакомились с ними. Методическая разработка предназначена для преподавателей агродисциплин и классных руководителей.
1. Подготовительная часть.
Подготовка преподавателя.
Преподаватель разрабатывает задания викторины, продумывает вопросы различной сложности и характера. Работает над созданием сценария, занимается подборкой литературы. За две недели до викторины преподаватель определяет состав участников. Знакомит студентов с темой и условиями викторины, определяет задания. Преподаватель создает высокую мотивационную среду для успешного прохождения викторины, что направлено на повышение общей эрудиции студентов по овощеводству.
Преподаватель дает некоторые рекомендации по самостоятельной проработке материала.
Преподаватель создает «рабочую группу» студентов, которых задействуют при подготовке аудитории к проведению мероприятия, а во время игры они являются ассистентами преподавателя и помощниками членов жюри.
Преподаватель определяет состав жюри, из числа преподавателей агробиологических дисциплин.
Преподаватель, так же, продумывает церемонию награждения победителей, приобретает призы.
Подготовка студентов.
Участниками викторины являются студенты 3 курса, специальности «Механизация с\х».
В викторине участвуют студенты со стабильно прочными знаниями (из числа отличников и хорошистов), проявляющих интерес к данной дисциплине. Они же являются и членами кружка по углубленному изучению дисциплины «Основы агрономии и зоотехнии».
В течение двух недель студенты занимаются самоподготовкой, по определенной теме викторины. Просматривают, рекомендованную преподавателем дополнительную литературу, специальные журналы, каталоги и т. д. Трудятся над выполнением творческих заданий, выпускают плакаты, стенные газеты и т.д.
2.Основная часть.
Вступительное слово преподавателя
Уважаемые ребята и гости! Сегодня собрались мы с вами провести викторину «Из мира растений». При изучении предмета «Основы агрономии и зоотехнии», мы затронули тему «Овощные культуры», в которой рассмотрели значение, особенности возделывания овощей. Среди овощных культур немало редких, представляющих большой интерес растений, о которых мы сегодня с вами и поговорим. При подготовке к викторине вы самостоятельно изучили предложенную вам справочную литературу, а конкурсы викторины позволят выявить команду лучше справившуюся с заданиями.
Ход викторины.
1–й конкурс. Приветствие команд.
Приветствие команды «Перчики»:
Девиз: Кто шагает дружно в ряд?
Это перчиков отряд
Кто не прячется назад?
Это перчиков отряд
Кто пришел с полей колхозных
Вылез из болот навозных?
Перчик красный не опасный,
Но на вкус огнеопасный.
Над сухой равниной моря
Ветер тучи собирает
На колхозном, на раздолье,
Перчик с грядки вырастает
Вы не бойтесь перцев с грядки.
Мы вас не станем больно бить
Сыграем мы в игру ребятки
А судьи будут нас судить.
Приветствие команды «Сорнячек»:
Девиз: Пробьемся там, где нас не ждут!
Мы приветствуем в сей день,
Всех друзей учителей,
Благородное жюри и соперников своих
Мы хотим вам показать,
Что умеем мы играть!
А жюри от нас поклон,
Кто из нас в вас не влюблен.
Вы душевны и добры,
Но при этом так мудры!
Просим Вас, чтоб помогли,
Не судили строго вы.
А соперникам – колючки
Чтоб не брели вы нас в ручки.
Не сдадимся мы вам, честно
Будет бой и интерес
Вы уменье покажите и умом своим блесните.
Ну а мы в ответ покажем
И умом своим блеснем
И не будет нам позор
Поддержать нас в этот час
О поддержку оказав,
Вы поможете всем нам
И пословицу имея
Мы последуем ей смело!
Как гласит она всем нам
«В добрый путь и в добрый час!»
2-й конкурс. Конкурс эмблем и стенных газет
(эмблемы прилагаются)
3-й конкурс.
Каждая из команд имела домашнее задание, изучить редкие овощные культуры и подготовить по три вопроса сопернику.
По морфологическому описанию, биологическим свойствам и применению, необходимо отгадать о каком растении идет речь. Дополнительный балл зарабатывается, если растение распознано на рисунке.
Примеры предлагаемых вопросов:
1-й. Однолетние эфирномасличные растения семейства ясноигловые.
Зелень обладает приятным запахом и жгучим вкусом перца.
Используется в кулинарии при засолке овощей и их консервировании в народной медицине. ( Базилик).
2-й. Многолетние растения, может расти на одном месте 10-15 лет. Имеет мясистое корневище и розетку с крупными листьями черешками. В пищу употребляют черенки, которые имеют приятный кислый вкус. Из него готовят кисели, компоты, начинки для пирогов, цукаты, мармелады, джемы.
( Ревень).
3-й. Многолетняя трава. Взрослое растение формирует обширный куст, в высоту почти в рост человека. Многочисленные прямостоячие стебли вырастают из одного корневища. Внизу они унизаны трехраздельными крупными листьями, верхние вытянутые. Цветки беловатые, собраны в крошечные корзинки. Используют траву при соленьях и консервировании.
(Эстрагон).
4-й конкурс. «Вкусно, полезно!»
Команды готовили по три блюда, в основе которых овощи. И доказывали жюри и соперникам, что это действительно вкусно и полезно.
5-й конкурс. «Как лечились наши дети!»
Команды было предложено, дать советы как:
А) Избавиться от насморка
Б) Вылечить больное горло
В) Избавиться от сухости кожи зимой
Команды поочередно предлагали свои рекомендации по всем указанным вопросам, но обязательным условием конкурса было: в основе должны быть народные рецепты с использованием овощей. Были предложены, например такие рекомендации по лечению насморка:
В равных частях берется по 5 капель сока столовой свеклы и моркови +5 капель меда +5 капель кипяченой воды.
Прикладывать к носу на протяжении двух дней твердую черную редьку.
Прогревать область носа массой из варенного в кожуре картофеля и т.д.
6-й конкурс. «А знаете – ли вы что?»
Домашнее задание.
Команды приготовили по два вопроса, на которые команде соперника предлагать дать правильные логическое завершение или в случае если они были знакомы с данным сообщением, дать правильный ответ.
Например, были следующие вопросы:
А знаете – ли вы, что лучше пахать ночью?
(ответ – уничтожается на 30% сорняков больше).
А знаете – ли вы, что у вас на огороде выращивают «огородное мясо?»
(ответ – огромным мясом является фасоль, содержащая 40% белка).
7-й конкурс. – История из жизни овощей.
Трагическая история влюбленной редиски, предложенная командой «Перчики».
Плачет редька в красивом платье,
Листьями, прикрывая плод
Вся в слезах и губной помаде
А по стеблю вода течет
Что случилось? Да очень просто
Шел по грядке большой мороз
Так спешила на встречу с перцем
Поскользнулась и хрясь компост
И ее разлюбленный перчик
Ждет ее уже, который час
Если б знал он, что с ней случилось
Застремился б он тотчас
Плачет рядом и помидор
Плачут все им редьку жалко
Вот такой получиться хор.
Овощная история команды «Сорнячек»
Команда представляла инсценировку сказки «Репка» с\х уклоном.
8-й конкурс.
– Заключительное слово команд.
Команда «Перчики»:
Мы вам сказки рассказали
И приколы показали
Ножками потопали
Чтоб вы все похлопали
Команда «Сорнячек»:
Вы нас честно рассудите
И победу присудите
Тем, кто честно выиграл бой,
Ну а если проиграли,
Скажем честно – ожидали
Пусть сегодня повезет
Тем, кто рвался в этот бой.
Подведение итогов викторины.
1-й конкурс - Приветствие команд.
За приветствие команда получает максимальное количество баллов – 5.
2-й конкурс - Конкурс эмблем и стенгазеты.
Максимальное количество баллов – 5.
3-й конкурс
За правильный ответ 5 баллов + дополнительный балл за распознавание растения по рисунку.
4-й конкурс - «Вкусно, полезно!»:
Максимальное количество баллов 5 + дополнительно 1 балл за оригинальность оформления блюда.
5-й конкурс - «Как лечились наши деды»:
Максимальный балл – 5
-й конкурс - «История из жизни овощей»
Максимальный балл – 5
7-й конкурс - «А знаете – ли вы, что7»
За правильный ответ 5 баллов + дополнительный балл за качество вопросов.
8-й конкурс - Заключительное слово команды. Максимум-5баллов.
Заключительное слово преподавателя.
Я думаю, что вы сегодня хорошо отдохнули, узнали много полезного и интересного об овощных культурах, об истории их происхождения, использования.
Надеюсь, что вы сумели оценить качество многих редких овощных культур и с удовольствием будете их выращивать на своих приусадебных участках.
3. Заключение
Внеклассное мероприятие «Из мира растений» является итогом изучения дисциплины «Основы агрономии и зоотехнии».
Данная форма проведения предоставила возможность студентам в непринужденной, свободной обстановке продемонстрировать свои знания.
Студенты проявили большой интерес к данному мероприятию. Одобрена форма проведения.
Используемая литература
Беляев А. В., Овощи культуры. Москва – Колос. 2009.
Антоненко С. В., Редкие овощные растения. Краснодарское книжное издательство.
Журнал. Земля, Семья, Урожай, № 3,6,8, 2011.
Журнал. Приусадебное хозяйство. № 4,6,7, 2011.
15