Урок русского языка в 4 классе по теме Буква ь на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы


Ингалинская СОШ СП МАОУ Суерская СОШ
Учитель начальных классов Бородулина Н.А.
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Буква ь на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы»
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.
Цель: Обобщение знаний учащихся по правописанию мягкого знака в конце имён существительных, оканчивающихся на шипящий.
Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - закрепить алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.
2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.
3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе.
Формируемые УУД:
Предметные: развитие умения правильного написания ь знака после шипящих на конце основы существительных, развитие орфографической зоркости.
Личностные: Быть мотивированным к учебной деятельности.
Метапредметные: Определять и формулировать тему и цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, ориентироваться в своей системе знаний.
Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.
Ход урока.
№ Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо, улыбнитесь
И тихонечко садитесь! Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Чистописание.
- Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы узнаете из загадки.
Эта буква – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (Ь)
- Какая подсказка в загадке вам помогла найти отгадку?
ь ьь ьььПродолжите, соблюдая закономерность.
Проблемная ситуация
На доске слова: Дич-,раздол-е,пол-за, стул-я, шир-, солов-и, дрож-, ден-, мыш-.
-Прочитайте слова и попробуйте ответить на мой вопрос:
-Что общего у этих слов? (пропущен ь)
-Чем слова различаются? (разные орфограммы)
-Давайте сейчас все вместе вспомним какова же роль ь в словах.
-Как графически обозначается каждая орфограмма?
-Запишите в тетрадях слова, в три столбика, в соответствии обозначенных орфограмм.
Организует диалог с учащимися на поиск особенностей текста, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Составляю на доске блок схему.
Работают с информацией,
объясняют свой ответ.
Записывают на доске графическое обозначение орфограмм, распределяют слова в три столбика, выполняя запись в тетрадях Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.
3. Постановка учебной задачи.
- Какая из данных орфограмм связана с такими ключевыми словами как: имя существительное, шипящий на конце слова, женский род, мужской род, есть Ь, нет Ь)
-Давайте поработаем в группах и, используя ключевые слова, составим алгоритм правописания данной орфограммы.
-Какова будет основная тема нашего урока? ( Ь после шипящих в конце имён существительных)
- Какую задачу поставим перед собой? (находить в словах Ь после шипящих в конце имён существительных) Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
(Анализирует вместе с ребятами составленные алгоритмы и размещает их на доске) Анализируют, формулируют выводы наблюдений.
(Составляют из ключевых слов блок-схему алгоритма) Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь ставить цель и учебную задачу урока.
4. Физкультминутка
Мы устали чуточку,Отдохнём минуточку.
Руки вверх
и сразу вниз,
И за парту вновь садись. Диктует слова. Выполняют упражнения. Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Выполнение упражнения с использование интерактивного тренажёра.
Определите слово по его значению, запишите его, определите род, выделите орфограмму.
Часть суток с вечера до утра ноч…
Приспособление, с помощью которого открывают замок ключ…
Друг Карлсона Малыш…
Сооружение из кирпича для отопления дома печ…
Растение на болоте камыш…
Друг всегда готов прийти на… помощ…
Бывает устная и письменная… реч…
Суп со свёклой и другими овощами борщ…
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками ёж…
Небольшой грызун с острой мордочкой мыш…
- На конце существительных какого рода пишется мягкий знак? Проверяет понимание способа действия.
Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)
Работа по слайдам (картинный диктант)
Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.
По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания. Используют алгоритм. 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Выполните упражнение 5 на странице 13 учебника, опираясь на алгоритм действий.
-Прочитайте задание, поднимите руки у кого есть вопросы по выполнению. Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Организует самостоятельную работу в рабочей тетради
Организует взаимопроверку.
Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующий столбик, наблюдают за словами.
Формулируют вывод, исходя из наблюдения.
Выполняют задание, осуществляют проверку в паре.
(чтение слов)
(определение склонения имён существительных) Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества.
Ь пишется
Дичь
Течь
Гуашь
Рожь
Глушь
Мелочь
Роскошь
Ь не пишется
Обруч
Саквояж
Плащ
Малыш
Тягач
Тираж
Чиж
Кирпич
Плач
ГуляшьПрестиж*
Смерч -Работа по толковому словарю учебник стр.134 Престиж*
7 Письмо под диктовку Вот первый луч скользнул по верхушкам маленьких елочек, и роскошь белого снега заискрила между зелёных ветвей.
-Запишите предложение под диктовку.
- Найдите слова с изучаемой орфограммой, выделите графически.
- Выделите основу предложения начертите схему.
-Устно дайте характеристику предложения. Диктует предложение. Записывают предложение под диктовку.
Выполняют задание в тетрадях. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Возьмите карточку – тест и отметьте ответы на вопросы сегодняшнего урока Тест.
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на падеж;
б) на число;
в) на род существительных
4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах:
а) 1
б) 2
в) 3
5) Слова на какой строке написаны верно:
а) шалаш, печь, стриж, дичб) камыш, экипаж, молодёжь
в) лещь, матч, горечь Даёт задание, организует самопроверку
Выполняют задания теста.
Выполняют самопроверку.
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Личностные:
Способность к самооценке
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности.
9. Итог урока.
.
Рефлексия учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу.
- Вспомните тему нашего урока. - Что помогает правильно написать слова? - На конце существительных, какого рода пишется мягкий знак?
На смайликах мягкого знака я предлагаю вам дорисовать ротик и глазки, выразить своё настроение и впечатление от урока:
1. У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно.
2. У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно.
3.Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно.
Домашнее задание:
Стр.16 учебника, повторите правило, выполните упр.7
Потрудились вы не зря,
Всем большое спасибо друзья. Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию.
Даёт комментарий к домашнему заданию. Записывают домашнее задание, получают комментарии к его выполнению.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме