Презентация по истории России на тему Культура России в 18 веке (10 класс)
Культура России в XVIII в. Лекция №21 по истории России План лекции Русская культура и наука при Петре ВеликомНаука в XVIII в.ЛитератураЖивописьСкульптураАрхитектура Развитие культуры при Петре Великом Причины развития науки и культуры:Необходимость эффективного использования природных ресурсовНужда в квалифицированных кадрахСтремление Петра сделать Россию «Новой Голландией» Направления развития:Насаждение европейских обычаевСтановление системы образованияРазвитие науки и техники Развитие системы образования Создание цифирных школ и профессиональных учебных заведенийМассовое издание книг1714 г. – открытие первой библиотеки (ныне Библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге)Первая печатная газета – «Ведомости»1710 г. – введение гражданской азбуки (ранее – церковно-славянская) Развитие науки и техники Изучение природных ресурсов страны1712 г. – изобретение токарного станка (А. Нартов)1702 г. – открытие обсерваторииОткрытие первого музея (Кунсткамера)1724 – учреждение Академий наук и художеств Развитие светской живописи ОСОБЕННОСТИ:Жанровое разнообразие (портрет, монументальная роспись, миниатюра, пейзажи)Основные стилевые направления: барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный стиль) и рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины) Иван Никитин – основоположник русской светской живописи Светская архитектура «Регулярная планировка»: строительство города по плану квадратно-гнездовым способом (старые города строили без плана лучевым и кольцевым способом)В архитектуре преобладали стили «петровское барокко», зрелое барокко и рококо Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини) Жан Леблон – Петродворец (Петергоф) Наука и образование в 1725-1800 гг. 1744 г. – М.И.Шеин издал Анатомический атлас1745 г. – издание географического «Атласа России»1748 г. – создание М.В.Ломоносовым химической лаборатории1761 г. – М.В.Ломоносов открыл атмосферу на ВенереАкадемические экспедиции В.Беринга и С.П.Крашенинникова на Камчатку Создание системы образования 1755 г. – открытие Московского университетаОткрытие сухопутного, пажеского и морского корпусов1757 г. – основание Академии художеств1764 г. – основание Смольного института благородных девиц Ломоносов М.В. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики Русская литература А.П.Сумароков Г.Р. Державин Русская литература Д.И.Фонвизин Н.И.Новиков Стилевые направления 2-ой половины XVIII в. Классицизм -(от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сентиментализм -(от франц. sentiment — чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве, объявившее доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство. Русская художественная школа Матвеев А.М. Рокотов Ф.С. Русская художественная школа Левицкий Д.Г. Боровиковский В.Л. Варфоломей Растрелли Зимний дворец Варфоломей Растрелли Екатерининский дворец в Царском селе Антонио Ринальди и Джакомо Кваренги Дворец в Гатчине Эрмитажный театр Баженов В.И. и Казаков М.Ф. Дом Пашкова в Москве Университет Скульптура Фальконе Э. Шубин Ф.И. Царь-колокол И.Ф. и М.И. Моторины1733-1735 гг.Вес - 201 т 924 кг, высота 6,14 м, диаметр 6,60 м (отколотый фрагмент – 11,5 тонн) Первый Русский театр Ф.Г. Волков Первый основатель русского театра при Елизавете Петровне в Ярославле