Конспект урока по литературе А.С.Пушкин Дубровский Романтическая история Маши троекуровой и Владимира Дубровского (6 класс)
урок литературы в 6 классе
тема: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова и Владимир Дубровский. Романтическая история любви.
Цели урока:
формировать представление об А. С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», о мастерстве писателя, рассказавшем романтическую историю любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой;
развивать умение выразительного чтения, умение пересказывать; воспитывать лучшие моральные качества.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
УУД:
Предметные:
владеть навыками анализа отдельного эпизода художественного произведения, умениями определять роль эпизода в канве всего романа, находить в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; выявлять своеобразие писательского мастерства; работать с текстом; формулировать собственное отношение к роману «Дубровский», его героям; владеть умением устного рецензирования чтения одноклассников;
владеть навыками пересказа, выразительного чтения;
Личностные:
осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к эпизодам романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Основные понятия и термины: романтический герой, порядочность, самопожертвование.
Ход урока
А счастье было так возможно.
А. С. Пушкин
I. Организационный момент.II.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
- Давайте вспомним главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» и самые яркие моменты, связанные с ними.
Герои романа
- Кто из героев были близки по возрасту? Характеру?
- Если Троекуров и Дубровский-старший не сумели сохранить дружеские отношения, то как вы считаете, между Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским могли завязаться теплые отношения?
- Что означает любить? Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «любовь»?
- Как звучит тема нашего урока?
- Какие цели мы ставим перед собой на уроке?
III.Работа с эпиграфом.(Учитель зачитывает эпиграф; ученики высказывают свое мнение о словах писателя, объясняют, как поняли их, как связать понятия «любовь» и «счастье»)
IV. Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты и темы урока.
– А. С. Пушкин как автор романа выбрал доверительный тон повествования. Во вступлении к восьмой главе он пишет: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича... есть героиня нашей повести». Ей автор дает самые лестные характеристики: «красота ее была в полном цвете», «отец любил ее до безумия», «она не имела подруг и взрослела в уединении», много читала.
Владимир, оказавшийся в доме Троекуровых в роли учителя, сначала не произвел на Машу никакого впечатления. И это объясняется ее воспитанием. Учитель – это род слуги, совсем не ровня ей!
Только случай в «медвежьей комнате», когда Дефорж, проявив самообладание и смелость, застрелил медведя, заставил Машу обратить на героя внимание. Да, в ее глазах он, конечно же, был героем.
- Кого в литературе называют «романтическим героем»?
(записать в тетради определение «романтический герой»)
- Подходит ли Владимир и Дефорж на роль романтического героя? В какие моменты жизни?
– Находите ли вы нечто, овеянное романтикой, в образе Маши?
2. Выразительное чтение по ролям отрывка «Тайное свидание Маши с Дубровским» (глава XV, с. 121–122).
Вопросы для беседы:
– Какая цель была у Дубровского в этом свидании?
– В каком состоянии находилась Маша?
– Почему, объясняя ситуацию, Владимир просто задыхался?
– Что сказала Мария вот этими словами: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою»?
3. Работа в группах
Группа 1.
- Как познакомилась Маша Троекурова с гувернером-французом? Как она к нему отнеслась? Почему изменилось отношение Маши к французу?
(работа по тексту главы VIII)
Группа 2.
- О чем шел разговор на обеде у Троекурова? Каким предстает Дубровский в рассказах о нем? Почему только в 10 главе мы узнаем, что Дефорж – это Дубровский?
(работа по тексту глав IX-X)
Группа 3.
- Почему Дубровский решился быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову? За что любили Дуброского в семье Троекурова?
(работа по тексту главы XI)
4. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Герои Владимир Дубровский Маша Троекурова
Портрет, возраст Социальный уровень, воспитание Прошлое героев Первое впечатление друг о друге Изменения в отношении героев друг к другу Поступки Ключевые черты характера Авторское отношение к герою - Почему автор изображает, как развивались отношения Маши и Дубровского и как изменились эти отношения?
- Известно, что романтическая история любви Владимира и Марии не имела счастливого конца. Почему так вышло? Что помешало?
5. Словарная работа.– Что такое «порядочность», «самопожертвование»?
(выступление подготовленных учеников, значение понятий записать в тетрадь)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Сюжетная линия, рассказывающая о взаимоотношениях Владимира и Маши, очень напряженная и захватывающая. Молодые люди нашли друг друга, но их сердца не соединились. Хотя Владимир готов во имя своей любви даже на самопожертвование. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ... Я отказался от мщения, как от безумства». Чувства Марии не столь глубоки. Она скорее испугалась и самого Дубровского, и своего чувства к нему. Она считала, что по положению в обществе они не равны: она – аристократка, он – разоренный дворянин да еще разбойник. Хотя у молодых людей много общего: романтики в душе, оба любят родную природу, родительское гнездо, оба способны быть решительными, гордыми, независимыми. Но Мария в данный момент не понимает, кто может ее сделать счастливой и что такое счастье.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите качества характера Маши, Владимира, которые вызывают вашу симпатию.
Домашнее задание.
Подготовить ответ на вопрос: «Каково авторское отношение к Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой?»
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.