Технологическая карта урока. обучение грамоте на тему « Буквы е,ё,ю,я в начале слова» 
Обучение грамоте ( чтение)
1 класс Технологическая карта Тема « Буквы е,ё,ю,я в начале слова»
Тип урока: открытие нового знания
Тема Луч.
Цели Понимание  роли букв е,ё,ю,я в начале слова обозначать два звука.
Основное содержание темы, термины и понятия Буквы гласных звуков, звук й,
Планируемый результат
Задачи Понимать  роль букв е,ё,ю,я в начале слова обозначать два звука. Научиться различать роли букв е,ё,ю,я 
 в слове.
Воспитательные: 
(Коммуникативные).
- знакомить с правилами поведения и общения в паре, в группе и следовать им
(Личностные) 
- учить проводить самооценку успешности учебной деятельности по алгоритму
Развивающие: 
(Регулятивные)
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять алгоритм действий;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 
Обучающие: 
(Познавательные)
- различать звук и букву;
- определять роль гласных букв в слове
- определять роль  букв е, ё, ю, я в зависимости от позиции букв в слове.
- познакомить с заглавными буквами Е,Ё, Ю,Я. 
-формирование представления о правописании слов с заглавной буквы
- упражнение в чтении слов с буками е,ё,ю,я в новой позиции
(Регулятивные)
-уметь проверять правильность выполнения задания на основе алгоритма, по эталону 
 (Коммуникативные)
-формулировать связный ответ на поставленный вопрос
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
 русский язык Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. М.С. Соловейчик ,букварь,  карточки, карандаш, , презентация.
  
I этап. Мотивация к деятельности
Цель
- мотивировать учащихся на изучение  новой темы 
 -создать благоприятную рабочую обстановку;
 На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Для чего? При какой роли учителя.
- А я вам желаю быть активными. Как активный ученик учится?
2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.
Цель
- актуализировать имеющиеся знания   о буквах гласных звуках е,ё, ю, я, 
- зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием» 1. Игра « Рассыпались буквы»
- Что рассыпалось? ( буквы)
-Что  называем буквой? ( звук, обозначенный на письме)
- Какие это буквы?  ( буквы гласных звуков)
- Распределите буквы на две группы в зависимости от роли в слове?
( а,о, у, э, ы- обозначают твёрдость согласного звука, я, е,ё, ю,- обозначают мягкость согласного звука)
- Проверьте свои  утверждения  по эталону. ( Правильно)
 Что изменилось? ( буква и  пропала) 
Какие   буквы остались в группе? ( е.ё,ю., я)
2. Эти буквы спрятались в словах. Прочитайте .Мельница,  вёдра,  юбка, коляска, ёжик, ель, мёд
 Какое слово требует объяснения? ( мюсли)
- Распределите слова на группы в зависимости от того, какую работу выполняют буквы, е, ё, ю, я. ( Не можем, не можем обосновать, не знаем правила)
 Фронтальная работа
 Индивидуальная работа
3 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 
- фиксация проблемы; 
- поиск её решения
-формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах-  Что должны делать ученики, когда учатся? ( определить, что не знаем)
Какую ставим учебную цель? (узнать    новое  о работе букв е,ё, ю,я- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (новая работа букв е,ё,ю,я)
- Какой второй шаг, должны выполнить ученики. (  самому найти способ действий)
- Какими способами мы можем получить новое знание? - Что нам в этом поможет? (учебник, словарь, собственный опыт, учитель)
Я предлагаю  исследовать звуки, которые обозначаются буквами е, ё, ю, я
Звуковой анализ букв е, ё, ю, я
Вывод: буква е, ё, ю, я обозначают два звука, один из которых й
- Какова тема нашего урока. (Тема нашего урока – новая работа букв е, ё, ю, я)
- Но эти сведения относятся к буквам, которые находятся вне слова, сами по себе.
- Какое предположение можно сделать о роли  букв е,ё,ю,я в слове ( обозначают два звука)
 Звуковой анализ слова ёлка
 Вывод: В слове ёлка  буква ё обозначает два звука в начале слова.
- А другие  буквы в этой позиции будут обозначать два звука?
- Прочитайте слова, соотнесите выделенную букву в слове со схемой. И сделайте вывод. 
 Букварь с.94
 Вывод : буквы е,ё,ю,я- в начале слова обозначают два звука.
 Физкультминутка Работа в  группах
Работа в  группах
 
Работа по учебнику
4 этап. Реализация построенного проекта.
Цель
- проверка полученных выводов - Какова тема нашего урока. (Тема нашего урока – новая работа букв е, ё, ю, я)
- Какую работу выполняют буквы е, ё, ю, я?
- Выполним задание, в котором было затруднение.                             5 этап. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: познакомить с заглавными буквами.  Формирование представлений о правописании слов с заглавной буквы.
Цель
-  упражнение в чтении слов, где буквы е,ё,ю,я в позиции начале слова. -проговаривание  основных выводов 1.  У наших букв е, ё, ю, я есть подружки. Найдите каждой букве пару.
 - По какому признаку будем образовывать пару?
- Для чего нужны заглавные буквы?
2. Елена                          Ян                                  Юра
    Евгения                      Яна                                 Юля
    Елизавета                   Ярослав
    Екатерина                  Ярославна
   
    - Что общего между словами?
     -   Какие звуки  будет обозначать заглавная буква? Почему?
     
Коллективная работа
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель
- самостоятельное использование полученных знаний;
 Чтение загадок на странице  95.
- Найдите слова, в которых буквы е,ё,ю,я, обозначают два звука. (Егорка, ёлками)
7 этап. Включение в систему знаний и повторение
Цель
- выявить границы применимости нового знания. - Придумайте слова, в которых буквы е,ё,ю,я будут обозначать два звука. 8 этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель 
- зафиксировать содержание урока. 
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. - Какова была тема нашего сегодняшнего урока? (новая работа букв е,ё,ю,я))
- Какую учебную задачу мы ставили? (узнать    новое  о работе букв е,ё, ю,я)
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Что помогло нам в этом? (правило)
- С какими трудностями вы сталкивались в процессе работы и как их преодолели? 
Нарисуйте в тетради лестницу успеха ( 1 ступень - ничего не понятно на уроке;2 ступень - все понятно, затруднений нет; 3 ступень - хочу знать больше) и оцените свою работу на уроке (рисуют смайлик)?
- Ребята, а есть те, кто хотел бы быть на ступень выше? Чего вам не хватило сегодня, чтобы на ней оказаться?
Спасибо всем за урок.