Технологическая карта Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. (1класс)
Русский язык 1 класс Технологическая карта урока
Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.
Учитель : Пономарева Ирина Владимировна
Педагогическая цель Создать условия для закрепления умения писать букву ь, содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают печатную и письменную буквы; обводят элементы буквы ь безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения; обозначают ь мягкость предыдущего согласного; соотносят количество звуков и букв в слове
Личностные результаты Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; выражают доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Основное содержание темы, понятия и термины Буква ь, печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов
Образовательные ресурсы Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1
Сценарий урока
Этапыурока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и формаконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальный. Проверка готовности к уроку
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя – Сегодня мы продолжаем знакомство с буквой ь Внимательно слушают Принимают учебную задачу III. Актуализация опорных знаний Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, дидактическая игра – Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь!»,
Потому что это... (рысь).
– Заполните квадраты так, чтобы получилисьслова с мягким согласным. Отвечают на вопрос. Отгадывают загадку.
Распознают в словах ь. Воспроизводят по памяти информацию, осуществляют подбор слов Фронтальный.
Устные ответы, игра
1 2 3 4 5 6
– Что делает мягкий знак в этих словах? Заполняют квадраты:
ноль, соль, моль, роль, пыль, боль, толь и т. д.
– Смягчает согласный IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Пальчиковая гимнастика Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Крокодил».
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный палец и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцам Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук
2. Правила посадки за столом во время письма Индивидуальная. Практический – Проверим посадку, правила обращения с ручкой Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой
3. Напи-сание буквы ь Фронтальная, индивидуальная. – Продолжим учиться писать букву ь.
– Выполните письмо буквы ь в воздухе.
– Обведите контуры буквы Записывают букву ь Выполняют письмо по образцу Индивидуальный. Письмо
1 2 3 4 5 6
в «Прописи 3»(с. 32) Практический. Письмо 4. Слого-звуковой анализ слов учитель, письмо – Прочитайте слова на 1, 2-й строках.
– Выполните слого-звуковой анализ слов учитель, письмо, запишите слова.
– Сколько слогов в слове учитель?
– Какой слог ударный?
– Сколько в слове букв?
– Сколько в слове звуков?
– Почему звуков меньше чем букв?
Аналогично проводим анализ слова письмо.
– Напишите слова учитель, письмо Проводят слого-звуковой анализ слов:
– Три слога.
– Второй слог.
– 7 букв.
– 6 звуков.
– ь знак не образует звука.
Пишут слова Проводят слого-звуковой анализ слов. Определяют количество букв и звуков.
Указывают на особенность буквы ь – не имеет звука. Выполняют письмо по образцу Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо
Физкультминутка Коллективная, индивидуальная. Практи-ческий Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – тень отбросим.
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. Наклоны вправо-влево.
Присесть, спина прямая.
Встать на носки.
Поднять голову.
Руки в стороны.
Сесть за парту.
Два хлопка о парту.
Дети громко проговаривают эти слова Осуществляют профилактику утомления Фронтальный. Правильное выполнение упражнений
5. Роль буквы ь. Фронтальная, инди- – Запишите слова в единственном и множественном числе по образцу: гуси – гусь. Записывают слова с уменьшительно- Делают вывод, что буква ь слу- Индивидуальный. Проверка
1 2 3 4 5 6
Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса
-к- (с. 32) видуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо Конь – коньки.
– Чем отличаются эти слова?
– Что делает мягкий знак на конце слов?
– Что делает мягкий знак в середине слова?
– Чем отличаются образованные слова: коньки, пеньки, деньки – от первоначальных? ласкательным суффиксом -к-.
– Обозначают «один» и «много».
– Смягчает согласную
– С суффиксом -к- – пре-вратились в уменьшительно-ласкательные слова жит для смягчения согласных, а суффикс -к- для образования уменьшительно-ласкательных существительных правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой
6. Вопросы кто? что? Фронтальная. Словесный, практический.
Беседа – Какие предметы отвечают на вопрос кто?
– Какие предметы отвечают на вопрос что?
– К каким словам на с. 32 зададите вопрос кто?, а к каким – вопрос что? – Одушевленные.
– Неодушевленные.
– Кто? Учитель, гуси. Что? Письмо, пень, день Различают предметы одушевленные и неодушевленные. Правильно используют вопросы кто? что? Фронтальный. Устные ответы
7. Пись-менный ответ на вопрос Групповая, индивиду-альная. Словесный, практический. Беседа, письмо – Прочитайте предложения. Ответьте на вопрос. Запишите предложения.
Кому написала Катя письмо?
Катя написала письмо Ольге (Лене).
– Как оформляются предложения на письме? Отвечают на вопросительное предложение письменно. Записы-вают.
– Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка Отвечают на вопрос, подбирая ответ в словах для справок, правильно оформляют предложение
на письме Групповой, индивидуальный. Устные ответы, письмо
V. Рефлексивно-оценочный Фронтальная. Словесный. Беседа – Вам интересно было работать на уроке?
– Что получилось? Над чем надо еще пора-ботать? Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке