Обучение грамоте. Тема: Звуки р, р. Обозначение их буквой Рр.


Обучение грамоте
Тема: Звуки р, р'. Обозначение их буквой Рр.



слайды

Цели:

Познакомить учащихся с новой буквой р, раскрытье звуковые значения.
Развивать у детей фонематический слух и артикуляционные ощущения.
Воспитывать любовь к сказкам.
Тема урока
Звуки р, р'. Обозначение их буквой Рр.


1. Оргмомент.
Дети, сегодня у нас в классе гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь к ним, подарите им свою улыбку, а они подарят вам свою.
А теперь повернитесь ко мне и улыбнитесь мне.
Тихо сели.



Урок обучения грамоте. Сегодня на урок к нам пришла Волшебница Грамота. Она очень хотела познакомить нас с новой буквой. Но в стране слов случилась беда. Любопытные малыши детского сада Рита и Рома гуляли по стране слов и провалились в подземелье злых ошибок. Волшебнице Грамоте очень жаль малышей, но выпустить их оттуда она сможет только тогда, когда они выполнят все ее задания. А выполнить ее задания они вряд ли смогут, ведь они еще так малы.
Может быть мы поможем выйти им из этого страшного подземелья?
А вы не боитесь?
Ну что ж давайте помогать, только сначала нужно хорошенько приготовиться. Давайте вспомним скороговорку про покупки.

Расскажите про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки мои.
Хором.
Девочки начинают.
Мальчики начинают.
Хором, но потише.

Молодцы! Ну, теперь можно начинать спасать малышей.

Волшебница Грамота




Дети Рита, Рома
















Расскажите про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки мои.








Кто запомнил, как зовут этих малышей? (Рома, Рита)
Чтобы их освободить, нужно составить звуковой домик для этих слов.
Возьмите наборное полотно и составьте звуковой домик для слова Рома.
Кто желает поработать у доски?
Дать характеристику слова.
Произнесите еще раз первый звук в этом слове. Какой это звук?
Этот звук обозначают на письме буквой Р.
Составьте звуковой домик для слова Рита.
У доски поработает
Дать характеристику.
Произнесите еще раз первый звук в этом слове. Какой это звук?
Этот звук можно обозначить буквой Р.
Давайте рассмотрим эту букву.
На что она похожа?
Похожи ли печатные буквы между собой?
А есть ли отличия?
Составление звукового домика Рома










Составление звукового домика Рита







Р р

Заучивание стихов
А веселый карандаш-художник считает, что буква Р похожа на парус.
Буква Р – на мачте парус
Вдаль плывет небес касаясь.
Картинка парусник из «Веселой азбуки»


С какой буквой познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Посмотрите место этой буквы в алфавите.
За какой буквой стоит буква Р, перед какой буквой?
В домике букв ее место здесь, потому что она обозначает звонкий согласный звук.


Физминутка.
Ра-ра-ра-ра
За горой стоит гора.
Ры-ры-ры-ры.
Налетели комары




Работа в тетрадях
Скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились. Сегодня мы научимся еще и печатать эту букву.
Р р
Печатная буква Р состоит из прямой палочки и полуовала.
Печатаем до слова «стоп».
На бумаге в клеточку
Р Р
р р


Ой, дети, мы с вами совсем забыли про наших малышей.
Их же нужно спасать! Давайте посмотрим, что за задание им приготовлено?
Подружить звуки [р,а] [р,о] [р,ы] [р,у] [р',а] [р',о] [р',у] [р',и] [р',э] [р,э]
Молодцы!
А теперь приготовитесь читать слоги с новой буквой. Смотрим внимательно на командиров гласных и слушаемся их. Читаем их парами.
(чтение слогов)
Парами
Мальчики
Девочки
Самостоятельно парами
Кто заметил, в каком столбике буква «р» обозначает мягкий согласный звук, а в каком твердый?






Ра ро ры ру рэ



Дети, пока мы с вами читали слоги, нам приготовили новое задание.
Назовите все цветы, которые вы знаете. Нужно убрать цветы, в названии которых нет звука «р». Названия оставшихся цветов нужно разделить на слоги и выделить ударный слог.
сирень ромашка роза

Придумайте предложение по схеме с названием любого цветка.

·___
·___ ________ .

У Марины роза.

Картинки: сирень, лилия, василек, ромашка, роза и другие в названии которых нет звука р.






Схема предложения



Дети, а как называются цветы, которые растут у нас в классе или дома? (комнатные)
Я не случайно вспомнила про комнатные растения. Дело в том, что малышам нужно прочитать названия комнатного растения. Но это сделать непросто. Нужно найти среди этих букв только буквы русского алфавита и составить слово.
КАКТУС
Кто догадается, поднимите фонарик.
Правильно, кактус.
Сегодня мы прочитаем рассказ, который так и называется «Кактус»
Откройте азбуку по закладке. Найдите рассказ «Кактус» на странице 69.
Возьмите указочку и приготовьтесь читать так, чтобы не мешать соседу. Сначала прочитаем выделенные слова, которые встретятся в тексте.
Читаем до слова «стоп».
Дети, а чем отличается ранка от раны?
Сейчас вы все будете следить по указочке, а будет читать рассказ.
Как зовут девочку?
Что у нее растет?
Что сделала Ира?
Что с ней случилось?
(прочитайте самостоятельно.

К Q А К N Т У С

КАКТУС

Физминутка
Лягушки.
Лягушки, можно анимашку

Слушание сказки.
Послушайте отрывок из сказки.
Как называется эта сказка?
Кто написал эту сказку?
Правильно, какие сказки А.С. Пушкина вы еще знаете?
Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Чтобы выпустить малышей из подземелья, надо назвать все предметы в названии которых встречаются звуки р, р'. Будьте внимательны, повторяться нельзя.
Молодцы! Рита с Ромой освобождены.

Уточнить из азбуки

Работа с таблицей Шульте.
А теперь попрыгаем в классики. Кто допрыгает, начинает читать отрывок из сказки. Простым карандашом подчеркните в словах букву Р.
Прочитайте слова с этой буквой.
Кто желает прочитать весь отрывок?
Таблицу Шульте (любую)

Итог урока
С какой буквой вы сегодня познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Кто запомнил стихотворение про букву Р? (хором)
Рр

Инсценирование.
Вы так понравились Волшебнице Грамоте, что она решила оживить сказку, а помогут нам в этом




15