презентация Проектная работа Человек разумный, человек успешный — человек читающий
Проектная работа Пансион воспитанниц МО РФ «Человек разумный, человек успешный - человек читающий» воспитанницы 7 «А» классаВасильевой Юлии. Научный руководитель Якимова Ирина Михайловна ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтение детей как национальная ценность;Чтение как феномен, определяющий уровень культуры будущего общества. Цели исследования: разобраться в причинах снижения читательского уровня;доказать, что чтение необходимо для развития личности;привлечь внимание общественности к чтению, к книге. Задачи исследования: учиться читать, чтобы учиться, читая;поддержка детского чтения;поддержка семейного чтения;показать, каково чтение детей и подростков на рубеже веков: почему произошла смена «модели» чтения?показать, какова роль чтения в контексте развития информационного общества?понять, какова цена нечтения и ценность чтения? Актуальность темы исследования обусловлена тем, что: во-первых, на сегодняшний день уровень чтения книг в России катастрофически снижается. И нам важно показать причины этого снижения, показать важность чтения в жизни человека, в развитии ценностей человека, культуры и поведения человека.во-вторых: тема проекта также связана с отсутствием интереса детей и подростков к чтению, с понижением уровня грамотности детей и подростков. Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. Цицерон Читателей отличают: способность мыслить в рамках проблем; умения схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений;более адекватно оценивать ситуацию;быстрее находить правильные решения; большой объём памяти, активное творческое воображение. Читатели лучше владеют письменной и устной речью, точнее формулируют высказывания;легче вступают в контакты, приятны в общении;более критичны, самостоятельны в суждениях. «Функциональная неграмотность» – утрата навыка чтения и письма, неспособность к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение в повседневной жизни. Группу людей, совпадающих с «функционально неграмотными» и наиболее близко стоящих к ним, называют «слабыми читателями». Причины развития «функциональной неграмотности»: социокультурная среда;семья (читательская культура родителей). Новые носители информации – «экранная» культура При просмотре происходит:« клиширование», упрощение и огрубление в речи, появление в речи примитивных штампов, происходит утрата не только культуры чтения, но и культуры речи. У детей не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение – это труд, который делает человека МЫСЛЯЩИМ, РАЗУМНЫМ. Разговор трех итальянцев Сегодня меняются все характеристики детского чтения: статус чтения,длительность чтения,характер чтения,способ работы с печатным текстом,репертуар чтения детей и подростков,мотивы и стимулы чтения,предпочитаемые произведения. Уходящая модель детского чтения: любовь к чтению (обязательная регулярность чтения, престиж в обществе «человека читающего»);преобладание в круге чтения книг, а не журналов;разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;наличие домашней библиотеки;общение со сверстниками по поводу прочитанного;наличие «литературных героев»;позитивное отношение к библиотеке. Статистические данные аналитического центра Юрия Левады 52% россиян никогда не покупают книг.37% их никогда не читают.80% россиян не пользуются библиотеками.Лишь 3% россиян имеют в домашней библиотеке свыше 1000 книг.4% - имеют от 500 до 1000 книг.у 37% россиян дома до 100 книг.27% - книг дома не имеют. Результаты статистических исследований, проведенных в нашем Пансионе: 1. Какой источник информации вы предпочитаете? - Книги домашней библиотеки – 33% опрошенных. - Книги библиотеки Пансиона – 24% - Интернет – 53%2. Вы читаете: - 65% - для души - 45% - книги по школьной программе -15% - дополнительную литературу для подготовки докладов и рефератов. 3. Какую литературу вы предпочитаете? - 46% - фантастику и приключения - 53% - литературу о дружбе и любви - 10% - познавательную литературу - 32% - детективы - 21% - классическую литературу.4. Каким образом вы выбираете книги для чтения? - 79% - самостоятельно - 20% - по совету родителей - 16% - по совету учителей - 3% - читают, что придется. 5. Большая ли у вас дома библиотека?- От 100 до 1000 книг – 47%- до 100 книг – 43%- более 1000 книг – 10%6. Часто ли ваши родители покупают книги?- Часто – 50%- редко – 46%- никогда не покупают книг – 4% 7. В 62% семей принято читать вслух. 8. Любимый литературный герой есть у 46% воспитанниц. Таковы данные нашего социологического исследования. Возможно, они несколько отличаются от общероссийской выборки, однако это мнение воспитанниц нашего Пансиона, и для нас оно имеет большое значение. Из наших сочинений Как же снижение интереса к чтению объясняют специалисты: психологи, преподаватели, библиотекари?Мы провели небольшое самостоятельное исследование. Скакунова Любовь Витальевна, психолог Пансиона воспитанниц МО РФ: «В логопедии, в дефектологии существуют приёмы, помогающие детям осмыслить текст. Но людей, неспособных осмыслить текст, не так много. А для того, чтобы дети полюбили чтение, нужна помощь учителей, родителей, которые должны направлять процесс чтения детей в нужное русло, помогать им в поиске интересных книг. Якимова Ирина Михайловна, преподаватель русского языка и литературы Пансиона воспитанниц МО РФ: «Нужно корректировать программу преподавания литературы в школе, хотя устаревшей ее назвать нельзя. Классика всегда остается классикой. Но литературу нужно не только изучать, ею нужно увлекать, ведь все зачатки нравственности заложены в детских книгах. В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации можно предложить гуманитаризацию образования, то есть углубленное изучение тех предметов, которые направлены на формирование личности». Шитова Мария Владимировна, Клименко Елена Станиславовна, сотрудники библиотеки Пансиона воспитанниц МО РФ: На детское чтение влияют семья, школа, среда, учителя, сверстники. Существуют разные способы приобщения детей к чтению. Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что изменилось всё: государственное и общественное устройство, люди, приоритеты, сместились акценты. В наш 21 век- век цифровых технологий- неизменным условием должен быть закон взаимодействия трёх «К»: культуры, книги, компьютера. У учащихся должно сложиться мнение о том, что «человек читающий- человек успешный». Устройства для чтения электронных книг Электронная бумага Sony Reader – PRS-500 Что же получается? Устройства для чтения в ближайшем будущем полностью вытеснят традиционные книги? Книга не уйдёт из жизни людей, и чтение также. Но нам бы хотелось иначе расставить акценты: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности. «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть нет на то желания» Даниэль Пеннак «Как роман»Для интересной книги время найдется всегда! Всероссийские праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением: 13 января – День Российской печати24 марта – 1 апреля – Неделя детской книги24 мая- День славянской письменности и культуры27 мая – Общероссийский день библиотек6 июня – Пушкинский день 1 сентября – Всероссийский праздник «День знаний» Международные праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением: 21 марта – Всемирный день поэзии2 апреля – Международный день детской книги23 апреля – Всемирный день книги и авторского права8 сентября – Международный День грамотности21 октября – Международный День школьных библиотек26 ноября – Международный День информации Список использованной литературы: 1. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения, проблемы и возможности: научно-практический сборник / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М.: МЦБС, 2007.2. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сборник материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж. Я. Коул. М.: Пушкинская библиотека, 2006.3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2000: краткий отчет. М.: Институт общего среднего образования, 2002. 4. Пеннак Д. Как роман: эссе. М.: Самокат, 2005.5. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. М.: РИЦ «МДК», 2007.6. Тихомирова И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению // Родительское собрание. 2005.