Презентация к пед.совету. Совершенствование системы здоровье-сберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование системы здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Варианты интенсификации учебного процесса: 1. Увеличение количества учебных часов ( уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.д.)2. Уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. « Технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям». В.В. Сериков «Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Н.К. Смирнов Здоровьесберегающая технология это:Условия обучения ребенка в школе: отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;Рациональная организация учебного процесса: в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. В.Д. Сонькин Профессор Н. К. Смирнов: «…здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». 1. «Не навреди!» 2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Принципы здоровьесбережения: Основные аспекты работы: 1. Непрерывность и преемственность. 2.Субъект-субъектные взаимоотношения. 3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. 4.Комплексный, междисциплинарный подход . 5.Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. 7.Ответственность за свое здоровье . Основные группыздоровьесберег.технологий: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; Разнообразные психолого-педагог. технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами ивоспитателями. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Характеристика Критерии здоровьесбережения 10 – 15 мин. (не более) 3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. 2. Количество видов учебной деятельности. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей. 1. Обстановка и гигиенические условия в классе. Метод свободного выбора (своб. беседа, выбор способа действия, свобода тв-ва).Активные методы (ученик в роли: учителя, иссл-ля, дел. игра, дис-сия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) 6. Наличие и место методов, способствующих активизации Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения 7.Место и длительность применения ТСО Активная 5. Чередование видов преподавания Виды: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа 4. Количество видов преподавания. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу 10.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек . 9.Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы 8.Поза учащегося, чередование позы Ритмичный, не затяжной 13.Темп окончания урока Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие ( в момент наступления утомления и снижения учебной активности). 12.Эмоциональные разрядки на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) 11.Психологический климат на уроке Правило 1:Правильная организация урока. Правило 2: Использование каналов восприятия Правило 3:Учет зоны работо-способности учащихся Правило 4:Распределение интенсивности умственной деятельности Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: Правило 1. Правильная организация урока. главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. Задавание вопросов является: 1.Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; 2. Проявлением и тренировкой познавательной активности; 3.Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление. 3. учитель и ученики отвечают на вопросы. 2. ученики формулируют и задают вопросы 1. Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы) 3 этапа урока: аудиальное восприятие кинестетическое восприятие визуальное восприятие Правило 2. Использование каналов восприятия Биоритмологический оптимум работоспособности имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Эффективность усвоения знаний :5 - 25-я минута — 80%;25 - 35-я минута — 60-40%; 35 - 40-я минута — 10%. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности Утомление возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Десинхроноз неспецифическое напряжение организма, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного Небольшое повышение работоспособности 10 – 15мин. 3-й этап. Конечный порыв Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Знакомство с новым материалом. Максимальное снижение на 15-й мин. 20 – 25мин. 2-й этап.Максимальная работоспособность Репродуктивная переходящая в продуктивную. Повторение Относительно невелика 5 мин. 1-й этап. Врабатывание Деятельность Нагрузка Время Часть урока Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока: Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения введение в урок исторических экскурсов и отступлений игровыеобучающие программы Снятие Эмоционального напряжения использование интерактивных обучающих программ Задания фантастического или детективного содержания обобщение материала в виде рекламызакона, явления или теоремы игровые задания для обобщения знаний Снятие Эмоционального напряжения «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: Создание благоприятного психологического климата на уроке. спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно-ориентированных технологий проектнаядеятельность Дифференци-рованное обучение обучение в сотрудничестве игровые технологии Формы и методы организации учебной деятельности : создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии В центре образовательной системы – личность ребенка, обеспечение безопасных комфортных условий ее развития и реализация природных возможностей. гуманно-личностные технологии Технологии свободного воспитания Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Педагогика сотрудничества Главная черта – приоритет воспитания над обучением Педагогика сотрудничества ипсихологическое здоровье: Формированиеположительной Я-концепции личности подростка. Технологии развивающего обучения (ТРО) «…знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся». Л. С. Выготский. Ориентация на ученика, построение его индивидуальной образовательной программы - в максимальной степени учитывает его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. «Зона ближайшего развития» Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Технологию раскрепощённого развития детей - разработана физиологом В. Ф. Базарным ( в основном для начальной школы).Технология психологического сопровождения учебной группы - разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым ( как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии). «В здоровом теле - здоровый дух»