Выступление по теме: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Выступление по теме: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РАМКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Сагирова А.И.-учитель 1 кв.категории, МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» первая категория.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства во многом зависит от использования учителем научно обоснованной, отвечающей современным требованиям методики преподавания изобразительного искусства. В соответствии с учебной программой - учитель должен правильно выбрать темы, ставить задачи и цели, дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, развивать творческое воображение учащихся. А также развивать у учащихся эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству и содействовать к выбору профессии.
А теперь мы хотим поделиться опытом работы в этой области. Каждый день ищем, что-то интересное, прекрасное. Чтобы урок построит интересным теперь возможностей очень много. Дети с первых же дней предмета отправляются в воображаемое путешествие по миру изобразительного искусства. Они путешествуют по заданному маршруту. В королевстве Волшебных красок они знакомятся с азбукой цвета, узнают секреты цветов радуги, палитрой и спектром цветовой гаммы, учатся различать основные и составные цвета. Знакомятся с картинами, художниками. Попадают в мир сказок, учатся рисовать и лепить сказочных персонажей, знакомятся с художниками-сказочниками. А потом получают знания о народном искусстве, промыслах, учатся приёмам росписи. Также знакомятся со словом «Дизайн». Будут создавать свои проекты.
Важно не только самому научиться рисовать, но и знать, любить изобразительное искусство. Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает всю его жизнь. Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Основной дисциплиной для художников в области цвета является живопись. Только она способна отразить на плоскости всё богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах. Живопись способна в полном объёме развить то, что мы называем "глазом художника".
Учащиеся очень любят рисовать, творить. А наша задача помочь им правильно подобрать цвета красок, помочь правильно расположить рисунок, выбрать фон, формат рисунка и т.д.
Для повышения интереса к художественной деятельности со 2-го класса игровые формы обязательно присутствуют. Есть у нас главный герой урока, кукла - карандашик, каждого радужного цвета, которая помогает читать загадки, хвалит ребят, стимулируя их творческую деятельность.
На уроках формируется нравственно-эстетическая отзывчивость. Дети учатся откликаться на красоту различных явлений природы. В работе мы используем богатый музыкальный, зрительный и литературный (поэтический) ряд. Очень любим применять на уроках ИКТ, ноутбук. Стараясь формировать художественно-творческую активность, учим включаться в наблюдение явлений природы, проявлять интерес к творческим успехам товарищей, проявлять интерес к обсуждению рисунков и оформлению выставок после каждого урока. Также идёт обязательное знакомство с жанрами искусства, с особенностями работы гуашью, акварелью, акварельным мелом, восковым мелом. И, т.к. это только начало учебного года, ребята учатся организовывать рабочее место, правильно обращаться с кистью, банкой для воды, палитрой.
Несмотря, на одинаковую тематику работ, в каждом частном случае рисунок ребёнка связан с его мироощущением и с первого урока виден индивидуальный живописный стиль каждого ученика. Образы природы, предметов, животных в детских рисунках получаются очень яркими и наглядными.
После проведения этих уроков по основам цветоведения, в классе устраиваем "Праздник красок"
На родительском собрании ведутся беседы не только о важности подготовки к урокам изобразительного искусства качественных материалов и принадлежностей художника для успешной деятельности первоклассника, но и демонстрируется если есть возможность, мультимедийный альбом, где наглядно представлена вся последовательность уроков цветоведения и результаты работы маленьких школьников. Конечно, на уроках ИЗО не забываем и о здоровье детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что "...забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию" собственного здоровья. Так, в процессе занятий изобразительным искусством мы часто использую разные техники - это и некоторые виды монотипий, роспись керамики, лепка глиняной игрушки и многое другое. Особенно в 3-4 классах. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка - тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся..
По своему опыту можем сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия - от лепки до росписи. Наблюдая за детьми во время урока, я мы видим по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает нам возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые нами на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
ролевые игры.
Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку". Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье", переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет "Лунная соната" Л. Бетховена, "Времена года" П.И.Чайковского. Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремимся в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети. А наши дети очень талантливы и в этом мы убеждаемся много-много раз в свой профессиональной деятельности.
15