Презентация к уроку русского языка на тему Местоимение как часть речи
Подготовила:учитель русского языка и литературы МБОУ Комаричской СОШ №1 Павлинцева Вера Ильинична
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский
Проверка домашнего заданияСочинение о домашних животных
Жила-была один мальчик. Мальчик любил ходить в школу. Каждый день мальчик утром собирался в школу и шёл учиться. А вечером мальчик, выпив чаю, начинал делать уроки. Сделав все задания, мальчик шёл гулять.Можно ли этот рассказ назвать грамотным и красивым? Почему?
Вспоминаем то, что знаемПослушайте стихотворение. Отгадайте загадку.Утром – как заведено – А стемнеет – ОН придёт:Разомкнёшь ресницы Тоненький, смущённый, –И к тебе идёт ОНО Он на цыпочках войдёт Розовой жар-птицей… Долькою лимонной., Срок прошёл – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…Кто же ОН, ОНО, ОНА?А что такое он, она, оно с языковой точки зрения?Попробуйте сформулировать тему урока.Местоимение как часть речи.
Ключевые слова урока-Разряды-Местоимения-существительные-ЛичныеПо ключевым словам попробуйте сформулировать цели урока
Цель урока-Знакомство с разрядами местоимений.-С разрядами местоимений-существительных-С личными местоимениями существительными, их особенностями и роли в речи
О ком говорит А.С. Пушкин в следующих строках: Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Как зовут этого его?
Что изменилось?Выходит Пётр.Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
Литературная загадка: он стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей его в день гнева породила. О ком или, может быть, о чем говорит А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар»?
Что изменилось?Анчар, как грозный часовой. Он стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей его в день гнева породила.
Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством.
Упражнение 1
Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.Разряды местоимений: личные возвратное вопросительные относительные неопределенные отрицательные притяжательные указательныеопределительныеПо своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть – с именами прилагательными.
Разряды местоимений-существительныхличные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); возвратное (себя); вопросительные (кто, что, каков, чей – служат для выражения вопроса); относительные (кто, что – служат для связи частей предложения); неопределенные (некто, нечто, кто-то, кое-что и др.); отрицательные (никто, ничто и др.) ;притяжательные (мой, твой, наш) ;определительные (весь, самый, другой, иной) .
Упражнение 2
Местоимения-существительныеМестоимения-существительныеМестоимения – существительные отвечают на вопросы кто? или что? и указывают на лицо или предмет, но не называют его: (кто?) я, ты, он, никто, некто; (что?) оно, ничто, нечто.Уточните тему урокаПодумайте, чем отличаются имена существительные от местоимений-существительных.
Поработайте в парах. Я, ты, он, она, вместе целая страна.Вместе - дружная семьяВ слове «мы»-сто тысяч «я»Назовите личные местоимения, укажите лицо,числоПочему они так называются?Дополните схему.Морфологические признаки личных местоименийПостоянные Непостоянные1.2. 1.2. Проверьте себя1. лицо (1,2,3-е)2. число
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫПри НИХ на берегуЕГО ловили. Но, увы:Я плавать - не могу!МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,ВЫ ИМ, обратно, НАС.Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…Хоть МНЕ известно, что ОНОИХ любит больше ТЕХ, -Всё ЭТО тайной быть должноДля НАС и ВАС от ВСЕХ…
Оказывается, личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их корни, нельзя!!!Рассмотрим на примере изменения местоимения я.И.п.(Кто? Что?)-яР.п.(Кого? Чего?)- меняД.п.(Кому? Чему?)-мнеВ.п. (Кого? Что?-меняТ.п.(Кем? Чем?)-мнойП. п.(О ком? О чём?)-обо мнеСделайте вывод о склонении местоимений-существительных.
Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным, изменяются по родам. Бывают мужского, среднего и женского рода, с их помощью можно определить род имён существительных. Стол- он мой (м.р)Книга-она моя (ж.р.)Окно-оно моё( ср.р)
Запомни и говори правильно:Родная, я грущу по ВАС,-И подписался просто А.С.
Ключевые слова : Родина, люблю, горжусь. 1 ряд составляет предложение со словом Родина, употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное. 2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, предложение по цели высказывания вопросительное.3 ряд замените существительное Родина личным местоимением. Предложение по интонации восклицательное.
Ключ к тестуПроверь себя и оцени свои достижения1. – а; 2. – а, б, ; 3. – б; 4. – в; 5. – а, б; 6. – г; 7 – в; 8 – г; 9. – в; 10. – б
Занимательная лингвистика (вопросы-шутки)Какое местоимение спрятано в алфавите?Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?ЯВы, мы, тыЯ, мы
Рефлексия.Какие части речи мы повторили?На какие группы делятся части речи?Местоимение-это…Как вы оцениваете свою работу на уроке?Глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимениеСамостоятельные и служебные.Часть речи, которая указывает, не называя предмет, признак…
Домашнее задание :написать небольшое (7-8 строк) сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений»