Рабочая программа по дисциплине Документационное обеспечение управления (2 курс)
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2010 № 282.
Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
Разработчики:
Букреева Марина Викторовна, преподаватель гуманитарных и экономических дисциплин государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума;
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и экономических
дисциплин
Протокол №__1__
«__01__»___09___2014г.
Председатель
___________Л.И. Угрюмова
Утверждаю
зам. директора по учебной работе
____________________Н.И. Шуварикова
«__01_»___09______2014г.
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и экономических
дисциплин
Протокол №__1__
«__28__»___08___2015г.
Председатель
___________Л.И. Угрюмова
Утверждаю
зам. директора по учебной работе
____________________Н.И. Шуварикова
«___»_________2015г.
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и экономических
дисциплин
Протокол №____
«____»___201___г.
Председатель
___________Л.И. Угрюмова Утверждаю
зам. директора по учебной работе
____________________Н.И. Шуварикова
«___»_________201_ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной
дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины
11
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.
Программа учебной дисциплины может быть использована: в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки); для студентов специальностей, входящих в состав укрупненной группы профессий 080000 Экономика и управление; для дальнейшего получения высшего профессионального образования по специальностям экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл в части общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т. ч. с использованием информационных технологий;
осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
использовать унифицированные формы документов;
осуществлять хранение и поиск документов;
использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;
основные понятия документационного обеспечения управления;
системы документационного обеспечения управления;
классификацию документов;
требования к составлению и оформлению документов;
организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел
Выпускник, освоивший учебную дисциплину Документационное обеспечение управления должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способности:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
С использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые
документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на
основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества
организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации
имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного
соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов
и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в
бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским
операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению
страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов
во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-
кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, определять результаты
хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической
отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом
положении организации, ее платежеспособности и доходности
ДК Формировать навыки работы над составлением документов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 28 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
Вариативная часть
Вариативная часть по дисциплине Документационное обеспечение управления - 34 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Наименование темы, № Количество часов из вариативной части Реализуемые ОК и ПК
Обязательная нагрузка Практическая
работа Самостоятельная работа Тема 1.1.
Документирование управленческой деятельности 6 ОК2
ОК5
ОК 6
ОК 9
ДК
Тема 3.1 Документация по трудовым отношениям 4 6 6 Тема 4.1.
Организация работы с документацией 8 4 4 Тема 5.1.
Претензионно – исковая документация информации 2 2 Тема 7.1 Механизация и компьютеризация процессов ДОУ 2 2 Итого 22 12 12 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 28
в том числе: практические занятия 28
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
в том числе: презентация
оформление документов
составление портфолио
заполнение документов 8
12
6
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Документационное обеспечение управления
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Исходные понятия и
представления о
делопроизводстве 14 Тема 1.1.
Документирование
управленческой
деятельности Содержание учебного материала 6
1
Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) – свод
правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой
деятельности. Основные понятия документационного обеспечения управления.
Унификация и стандартизация документов 2
2 Классификация документов 2
3 Понятие «реквизит». Постоянные и переменные, обязательные и дополнительные
реквизиты. Понятие «формуляр документа. Индивидуальный и типовой формуляр
документа. Формуляр-образец. 2
Практические занятия.
Практическая работа №1 Ознакомление с видами бланков служебных документов.
Практическая работа № 2. Составление и оформление основных реквизитов документов. 4 Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию по теме «История развития
ДОУ» 4 Раздел 2.
Оформление
распорядительной
документации 14 Тема 2.1.
Система
организационно –
распорядительной
документации Содержание учебного материала 4
1 Классификация организационно – распорядительной документации. Организационно – распорядительные документы. 2
2 Справочно – информационные документы 2
Практические занятия.
Практическая работа № 3. Организационные документы
Практическая работа № 4. Распорядительные документы. Оформление актов с применением
технологии автоматизированной обработки документации.
Практическая работа № 5. Справочно – информационные документы 6
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение самотестирования 4 Раздел 3.
Оформление
документов по
личному составу 16 Тема 3.1.
Документация по
трудовым
отношениям Содержание учебного материала 4 1 Классификация документов по трудовым отношениям. Документирование приёма работника на предприятие. 2
2 Документальное оформление перевода, увольнения работников предприятия. Нормативная основа трудовых отношений 2
Практические занятия.
Практическая работа № 6 Документальное оформление приёма на работу
Практическая работа № 7 Документальное оформление перевода и увольнения работников
Практическая работа № 8 Документация по трудовым отношениям. Деловая игра «Работа в
отделе кадров 6 Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить личную карточку ф. Т – 2.
Подготовить презентацию по теме: «Документирование трудовых отношений» 2
4 Раздел 4.
Основы
организации и
технологии
документационного
обеспечения
управления 16 Тема 4.1.
Организация работы
с документацией
Содержание учебного материала 8
1
Понятие документооборота. Основные этапы документооборота. Организация работы с
документацией, поступающей в организации: приём входящих документов. 2
2 Отправка исходящих документов. Передача документов внутри организации. 2
3 Регистрация документов. Контроль исполнения документов. Номенклатура дел, их виды. 2
4
Требования к оформлению документов.
Хранение документов. Экспертиза ценности документов. Подготовка дел к сдаче в архив.
Документация по архивному хранению. 2
Практические занятия.
Практическая работа № 9 Организация работы с документами. Оформление номенклатуры дел с
использованием информационных технологий.
Практическая работа № 10. Регистрация документов 4
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию по теме «Организация работы
с документацией» 4 Раздел 5.
Оформление
претензионно –
исковой
документации 10 Тема 5.1.
Претензионно –
исковая
документация
информации Содержание учебного материала 2
1 Документы, оформляющие порядок рассмотрения споров между юридическими лицами.
Правила оформления претензионных писем. Формуляр искового заявления, требования к
оформлению. 2
Практические занятия.
Практическая работа № 11 Претензионно – исковая документация 2 Самостоятельная работа обучающихся. Создать портфолио по теме «Претензионно – исковая
документация» 6 Раздел 6.
Оформление
договорно-правовой
документации 6
Тема 6.1.
Договорно –
правовая
документация Содержание учебного материала 2
1 Договоры купли-продажи. Коммерческие акты. Доверенности. 2
Практические занятия.
Практическая работа № 12. Составление доверенностей 2 Самостоятельная работа обучающихся. Заполнение доверенностей на получение материальных
ценностей 2 Раздел 7.
Основы
механизация и
компьютеризация процессов
документационного
обеспечения
управления 8 Тема 7.1.
Механизация и
компьютеризация процессов
документационного
обеспечения
управления Содержание учебного материала 2
1 Классификация организационно – технических средств. Средства для составления
документов. Персональные компьютеры в современном делопроизводстве. 2
Практические занятия.
Практическая работа № 13.Механизация и компьютеризация процессов ДОУ.
Практическая работа № 14.Механизация и компьютеризация процессов ДОУ 4
Самостоятельная работа обучающихся. Составить резюме, характеристику на персональном
компьютере. 2
Всего 84 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета документирование управленческой деятельности
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места студентов;
учебная доска;
УМК по дисциплине (методические указания по выполнению практических заданий, внеаудиторных самостоятельных работ);
раздаточные и дидактические материалы;
презентации по отдельным темам;
наглядные пособия.
Технические средства обучения: интерактивный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература основная:
1. Замыцкова, О.И., Басаков, М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): Учебник/О.И. Замыцкова, М.И. Басаков. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2009. – 375 с. ISBN 978-5-222-14666-8
Литература дополнительная:
Басаков, М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): Учебное пособие/ М.И. Басаков. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2008. – 473 с. ISBN 978-5-222-12878-7
Березина, Н.М., Воронцова Е.П., Лысенко Л.М. Современное делопроизводство/Н.М. Березина. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с. ISBN 5-469-00980-2
Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов/ В.В.Галахов, И.К.Корнеев и др.. - М.: Изд-во Проспект, 2006. – 456 с. ISBN 5-482-00863-0
ГОСТ Р 6.30 – 2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов [Текст]; введён Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г.
Интернет-ресурсы:
Библиотека [Электронный ресурс]: http://window.edu.ru/window/Информационная поддержка студентов-бухгалтеров [Электронный ресурс]: http://relay.kirov.ru/~glvn@dmgl.kirov.ru/file01.htmlОбразовательный портал [Электронный ресурс]: http://www.edu.bd.ru
Экономический портал [Электронный ресурс]: http://institutiones.com
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Уметь:
оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т. ч. с использованием информационных технологий; наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях,
осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
наблюдение за работой студентов при выполнении практических работ;
проверка результатов самостоятельней деятельности студентов
использовать унифицированные формы документов; наблюдение и экспертная оценка на
практических занятиях
осуществлять хранение и поиск документов;
наблюдение и проверка
результатов практической и самостоятельней деятельности студентов
использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте
наблюдение за работой студентов
при выполнении практических работ;
экспертиза результатов
самостоятельной деятельности студентов
Знать:
понятие, цели, задачи и принципы
делопроизводства;
экспертиза результатов
фронтального опроса студентов;
экспертиза результатов
самостоятельней деятельности студентов
основные понятия документационного
обеспечения управления;
экспертиза результатов
самотестирования студентов;
основные понятия документационного
обеспечения управления;
наблюдение за использованием
полученных знаний в процессе
изучения дисциплины;
системы документационного обеспечения управления; наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
классификацию документов;
экспертиза результатов тестирования студентов
1 2
требования к составлению и оформлению
документов;
наблюдение и экспертная оценка
на практических занятиях и в процессе учебной практики;
организацию документооборота: прием,
обработку, регистрацию, контроль,
хранение документов, номенклатуру дел
наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские
документы. наблюдение и экспертная оценка
на практических занятиях и при
выполнении самостоятельной ра-
боты
ДК Формировать навыки работы над составлением
документов наблюдение и экспертная оценка
практических занятиях и при вы- полнении самостоятельной работы
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес экспертная оценка самостоятельной работы студентов;
экспертная оценка результатов участия в конференциях и олимпиадах;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество Анализ результатов дифференцированного зачёта;
экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не
стандартных ситуациях и нести за них ответствен
ность экспертная оценка на практических занятиях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития экспертная оценка на практических занятиях;
оценка результатов самостоятельной работы
ОК 5. Владеть информационной культурой,
анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-
коммуникационных технологий экспертная оценка оформления результатов самостоятельной работы
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями анализ наблюдения за работой в микрогруппах
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий анализ наблюдения за работой в микрогруппах
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации экспертная оценка самостоятельной работы студентов
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности экспертная оценка на практических занятиях