Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для студентов
по выполнению самостоятельной работы МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей»
«Профессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
.
г.о. Тольятти 2014Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» основной профессиональной образовательной программы по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
.
Тольятти: 2014 г.
Пособие предназначено для специалистов при разработке рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентами по
МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» в соответствии с установленными требованиями работодателей.
Согласовано
МК специальности 190631 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта
протокол заседания методической комиссии ГБОУ СПО ТМК
№ ____ от «___» ___________ 2014 г.
Председатель МК ГБОУ СПО ТМК
С. Ю. Середнева ______________
Разработал ______ Мицык Л.В. , преподаватель ГБОУ СПО ТМК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
2. Карта самостоятельной работы студента 8
3. Список рекомендуемой литературы 11
4. Приложение 1 12
5. Приложение 2 14
6. Приложение 3 15
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы по МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» разработана в соответствии с рабочей программой профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ТМК по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанной в ФГОС.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному профессиональному циклу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение профессионального цикла МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 258 часов, из них лекций – 172 часа, практических занятий – 48 часов, самостоятельных занятий – 86 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данному профессиональному циклу;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения профессионального цикла.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания профессионального цикла МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» - дать студентам теоретические знания в области обеспечения профессиональной деятельности.
В результате изучения МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» студент должен:
уметь:
выполнять основные операции технического осмотра;
выполнять основные операции демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей.
знать:
конструкцию и устройство автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;
методы выявления и способы устранения неисправностей;
технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей;
меры безопасности при выполнении работ.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Карта самостоятельной работы студента
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по профессиональному циклу МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей» состоят из карты самостоятельной работы студента, порядка выполнения самостоятельной работы и списка рекомендуемой литературы.
В данной карте указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основная и дополнительная литература.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студентов.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи
1
2
3
4
5
МДК 03.01«Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей»
86
Практическое занятие №1
«Определение размеров поверхностей детали с помощью штангенциркуля».
1
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь
Практическое занятие №2
«Определение размеров поверхностей детали с помощью микрометра».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь
Тема 1.4 Контрольно-измерительные инструменты.
2
Подготовить доклад по теме: «Устройство и применение индикаторов часового типа».
Устный
опрос
сентябрь
Тема 2.1 Типы производства. Производственный процесс. Технологический процесс и его элементы.
2
Определить тип производства по предложенным параметрам.
Устный
опрос
сентябрь
Тема 2.2 Понятие о базах. Выбор баз.
2
Расчетно-графическая работа
«Систематизации поверхностей».
Устный
опрос
октябрь
Тема 3.1 Плоскостная разметка. Применяемый инструмент.
2
Построить лекальные кривые, построить развертки конуса, пирамиды, куба.
Устный
опрос
октябрь
Практическое занятие №3
«Технология выполнение плоскостной и пространственной разметки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь
Практическое занятие №4
«Схема процесса резания при рубке металла. Заточка инструмента».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь
Тема 3.3 Рубка металла. Применяемые инструменты.
1
Подготовить доклад по теме «Механизированные средства для рубки металла».
Устный
опрос
ноябрь
Практическое занятие №5
«Технология правки листового и пруткового материала. Рихтовка изделий».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Тема 3.4 Правка и рихтовка металла.
1
Подготовка доклада по теме «Правка валов созданием наклепанного слоя».
Устный
опрос
ноябрь
Практическое занятие №6
«Технология гибки металла в тисках. Расчет длины заготовки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Тема 3.5 Гибка металла. Процесс гибки различных видов заготовок.
1
Подготовка доклада по теме: «Устройства для гибки металла».
Устный
опрос
декабрь
Практическое занятие №7
«Технология выполнения резки металла ножовкой. Резание металла ножницами».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь
Тема 3.6 Резка металла.
1
Подготовка доклада по теме «Устройства для резки металла».
Устный
опрос
декабрь
Практическое занятие №8
«Технология выполнения работ по опиливанию металла».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
январь
Тема 4.2 Выполнение опиливания. Приемы и правила опиливания.
1
Подготовка доклада по теме «Устройства для опиливания металла».
Устный
опрос
январь
Практическое занятие №9
«Расчет режимов резания при обработке отверстия».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
январь
Тема 4.4 Порядок выполнения сверлильных работ.
1
Подготовить реферат на тему «Обработка отверстий сложной формы».
Защита реферата
февраль
Практическое занятие №10
«Технология обработки отверстий. Выбор инструмента».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
февраль
Тема 4.6 Развертывание отверстий. Режущий инструмент, геометрия.
1
Описать метод обработки отверстий развертыванием при ремонте деталей.
Устный опрос
февраль
Практическое занятие №11
«Технология нарезания наружной резьбы вручную».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
март
Тема 4.8 Нарезание наружной резьбы. Инструменты и приспособления для нарезания резьбы.
1
Подготовить реферат на тему: «Типы резьбы, применяемые в автомобилях».
Защита реферата
март
Практическое занятие №12
«Технология нарезания внутренней резьбы вручную».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
март
Тема 4.9 Нарезание внутренней резьбы. Инструменты и приспособления для нарезания резьбы.
1
Подготовить реферат на тему «Нарезание резьбы резьбовыми головками».
Защита реферата
март
Практическое занятие №13
«Технология выполнения шабрения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
апрель
Тема 5.2 Шабрение.
1
Подготовить реферат на тему «Способы точной обработки поверхностей».
Защита реферата
апрель
Практическое занятие №14
«Технология выполнения притирочных и доводочных работ».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
апрель
Тема 5.3 Притирка и доводка.
1
Описать применение метода притирки и доводки при ремонте деталей автомобиля.
Устный опрос
апрель
Практическое занятие №15
«Определение момента затяжки резьбового соединения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
май
Тема 6.2 Сборка резьбовых соединений
1
Конспект темы «Средства механизации для завинчивания болтов, гаек, шпилек».
Устный опрос
май
Практическое занятие №16
«Определение усилия необходимого для склепывания изделия».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
май
Тема 6.3 Заклепочные соединения. Соединения, осуществляемые развальцовкой
1
Составить конспект по теме:
«Применение клепки при ремонте автомобиля».
Устный опрос
июнь
Практическое занятие №17
«Выбор метода запрессовки и определение усилия запрессовки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
июнь
Тема 6.4 Соединения с гарантированным натягом.
1
Описать применение прессовых соединений при ремонте автомобиля.
Устный опрос
июнь
Практическое занятие №18
«Определение параметров шпоночного соединения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь
Тема 6.5 Неподвижные разъемные соединения.
1
Составить конспект по теме: «Шлицевые соединения».
Устный опрос
сентябрь
Практическое занятие №19
«Технология выполнения пайки и лужения различными припоями».
1
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь
Тема 6.6 Паяные соединения. Лужение.
1
Подготовить доклад на тему «Особенности высокотемпературной пайки».
Устный опрос
сентябрь
Тема 6.7 Клеевые соединения.
2
Подготовить доклад на тему «Виды клеев, применяемых при ремонте деталей».
Устный опрос
октябрь
Тема 6.8 Соединения, выполняемые методом пластической деформации.
2
Подготовить реферат на тему «Применение способа раздачи при ремонте деталей».
Защита реферата
октябрь
Тема 7.1 Технология и организация разборки-сборки автомобиля.
2
Подготовить доклад на тему «Холодная приработка двигателя на стенде».
Устный опрос
октябрь
Тема 7.1 Технология и организация разборки-сборки автомобиля.
2
Подготовить реферат на тему «Неисправности КШМ ДВС».
Защита реферата
октябрь
Практическое занятие №20
«Проверка и шлифование седел клапанов».
1
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь
Практическое занятие №21
«Сборка деталей кривошипно-шатунного механизма».
1
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Практическое занятие №22
«Сборка и регулировка деталей газораспределительного механизма».
1
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Тема 7.2 Разборка-сборка двигателя.
1
Подготовить доклад на тему «Методы проверки подшипников качения».
Устный опрос
ноябрь
Практическое занятие №23
«Разборка-сборка деталей приводов передних колес».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Практическое занятие №24
«Разборка-сборка деталей коробки передач ВАЗ 21099».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь
Практическое занятие №25
«Разборка-сборка деталей передних тормозов».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь
Тема 7.3 Разборка-сборка шасси.
2
Подготовить доклад на тему «Особенности регулировки углов установки колес»
Устный опрос
декабрь
Практическое занятие №26
«Разборка-сборка деталей генераторов».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь
Практическое занятие №27
«Разборка-сборка деталей стартеров».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь
Тема 7.4 Разборка-сборка электрооборудования.
2
Подготовить реферат на тему «Способы ремонта блока цилиндров сваркой».
Защита реферата
декабрь
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература основная:
1.Заплатин В.Н Справочное пособие по материаловедению: учеб. Пособие для нач. проф. Образования/ В.Н Заплатин, Ю.И Сапожников, А.В Дубов; под.ред. В.Н Заплатина.-2-е изд., стер.- М. ; Издательский центр «Академия»,2008. -224 с.
2. Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей: учеб. Пособия для нач. проф. Образования / Б.С.Покровский.- 2-е., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.-224 с.
3. Покровский Б.С. Ремонт промышленного оборудования: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Б.С. Покровский. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 208.
4. Покровский Б.С Слесарно-сборочные работы : учеб. Пособие для нач. проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.: ил.
5. Покровский Б.С., Скакун В.А. Справочник слесаря / Б.С.Покровский, В.А. Скакун- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2008.- 384 с.
6. Фещенко В.Н. Слесарное дело. Сборка производственных машин. Книг 3: учеб. Пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2012. -554 с., ил.
7. Фещенко В.Н Слесарное дело. Слесарные работы при изготовлении и ремонте машин. Книга 1: учеб. пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2013-464 с., ил.
8.Фещенко В.Н. Слесарное дело. Механическая обработка деталей на станках. Книга 2: учеб.пос. –М.: Инфра-Инжерия, 2013. – 464 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Составление реферата
Требования к подготовке реферата:
Реферат – это высшая форма письменной работы, требующая сведения всех знаний вокруг одной проблемы (или вопроса) на основе нескольких источников по данной теме в различных публикациях.
Оформление титульного листа:
Название среднего учебного заведения.
Тема реферата.
Фамилия, имя автора.
Группа.
Ф. И. О. преподавателя.
Год написания реферата.
Структура реферата
План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
Вывод и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. (по желанию).
Оформление списка использованной литературы
Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год
издания.
Защита реферата
Составить сообщение на 5-7 минут.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ, сообщение содержательно;
оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ;
оценка «3» - тема не раскрыта, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Составление доклада
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над докладом
- Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке доклада используется несколько различных источников).
- Обработка и систематизация информации.
-Разработка плана доклада.
- Публичное выступление с результатами исследования.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» -Тема раскрыта полностью, выступление уверенное;
оценка «4» - Тема раскрыта не полностью, выступление уверенное;
оценка «3» - Тема раскрыта не полностью, выступление не уверенное.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Составление конспекта
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Как составлять конспект:
Определите цель составления конспекта.
Записать название конспектируемого материала.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Оформление конспекта:
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
2 Эмблема(прозр фон)Рисунок 12 Эмблема(прозр фон)•ђЗаголовок 1•ђЗаголовок 2•ђЗаголовок 3Заголовок 415