Россия А.Блока. Тема Родины в лирике Блока


Россия А. Блока.(тема Родины в лирике А. А. Блока)
Оборудование урока: стенд "Блок и Россия", музыкальные фрагменты, И.И. Левитан "Владимирка" (слайд), русские пейзажи (слайды).
России суждено пережить муки, унижения,
разделения; но она выйдет из этих унижений
новой и - по-новому - великой.
А. Блок. "Интеллигенция и революция"
Ход урока:
"Когда он говорил о России, мне казалось, что Россию он чувствует всем телом, как боль". Эти слова К.И. Чуковского об А. Блоке - ярчайшее доказательство трепетной, нежной, необыкновенно сильной любви поэта к России. Тема Родины не только любимая в творчестве Блока, её можно назвать сквозной. На одном из последних выступлений, где поэт читал стихи разных лет, его попросили прочитать о России. "Это всё о России", - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него многогранна, всеобъемлюща, огромна. Однако более целеустремлённо, осознанно поэт обратился к воплощению этой темы в поэзии после событий 1905 года.
Какой же виделась Блоку его Родина - Россия, каким увидел поэт её путь? - попробуем ответить на эти вопросы в течение урока.
Обратимся к стихотворению 1906 года "Русь".
Задание: Какой предстаёт Россия в восприятии Блока? Что помогает увидеть родную землю поэта?
А) Чтение стихотворения учителем.
Б) - Какой представили вы Россию по этому стихотворению?
Встречались ли вы с такой Русью? Откуда у Блока подобное впечатление?
А что нового, блоковского, в восприятии России, чего не было в сказках? (недосягаемость, возвышенность, мотив сна, этот образ стоит в одном ряду с Прекрасной Дамой). И как некогда звала, манила своей таинственным очарованием Прекрасная Дама, так влечёт к себе поэта загадка России.
Стихи Блока о России - попытка приблизиться к разгадке великой тайны, постигнуть её. Блок внимательно вглядывается, вслушивается, пытается понять и осмыслить жизнь России.
Не случайно один из блоковских сборников так и называется - "Родина". Остановимся на маленьком стихотворном цикле - "На поле Куликовом" (1908 г.) Само название, конечно, заставляет вспомнить о событиях далёкого прошлого России.
Почему же в 1908 г., в начале XX века, после первой русской революции Блок обратился к теме русской истории, к знаменитой Куликовской битве?
(Познавая прошлое, пытался поэт разгадать настоящее и предвидеть будущее). Начнём со стихотворений, посвящённых непосредственно Куликовской битве? Вспомните, чем закончилась Куликовская битва?
Уловили ли вы победоносные мотивы во втором и третьем стихотворениях? Что показалось необычным в рассказе Блока о великой битве?
Докажите, что ощущение тревоги повсюду.
(Дон тёмный и зловещий, крики лебедей, орлий клёкот, плач матери).
Почему же, несмотря на победу, тревога не покидает автора?
(Битва тяжела, жертвы неизбежны. При мысли о новых сражениях, подобных этому, поэт страдает, а новые битвы он предчувствует, предвидит).
Докажите это строчками стихотворений. (Я - не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна).
Почему четвёртое и пятое стихотворение начинаются с наречия "опять"? О прошлом ли эти стихи?
(О настоящем и будущем: .. .Узнаю тебя начало высоких и мятежных дней!)
Были ли при жизни Блока эти "мятежные дни"? (Поэт - свидетель трёх революций, двух воин).
Так что, видимо, не случайно уже в 1908 г., когда создавался цикл "На поле Куликовом", Блок предвидел "неслыханные мятежи". Вряд ли это только интуиция, дар предвидения, скорее - политическое прозрение, ведь А. Блок ни на минуту не оставлял своих мучительных дум о судьбе России и русского народа.
В какой части цикла отражены итоги этих размышлений поэта? В этом, кстати, заключается и особенность композиции цикла.
Каким видится поэту исторический путь России? Каким афоризмом ответил А. Блок на этот вопрос?
("И вечный бой! Покой нам только сниться... Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль...)
Невольно возникает литературная ассоциация. С кем? (Гоголевская птица - тройка).
Итак, судьба Родины - это поиски пути, это постоянные трудности, их преодоление, вечные битвы, вечный непокой.
IV. Так воспринимали судьбу страны не только писатели и поэты.
Индивидуальное сообщение о картине.
(подготовленное учеником самостоятельно).
□ Перед вами картина старшего современника Блока художника И. Левитана "Владимирка" (демонстрируется слайд).
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\Лилия\\Desktop\\Тиликова для сайта\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET
Владимирка. 1892. Холст, масло. ГТГ.

Но перед нами не просто пейзаж, это картина - обобщение, раздумье о судьбе народа и
Родины.
Какова судьба России по Левитану? Как помогают это понять детали пейзажа? К Блоку или Гоголю ближе Левитан в своём видении исторического пути России, почему?
Очень много о судьбе народа, страны может рассказать дорога. В вечной дороге, в постоянном поиске и размышлениях и сам А. Блок. Вершиной этих раздумий стало, пожалуй, самое известное стихотворение поэта "Россия" (1908 г.) Наряду с тревогой, беспокойством за судьбу Родины в стихотворении отразились иные настроения. Попробуйте их уровнять.
J3 Подготовленное чтение ученицы.
(музыкальное сопровождение - фрагмент 2 части 2 концерта С. В. Рахманинова) К каким уже знакомым мотивам возвращается Блок в этом стихотворении?
А что нового появляется в настроениях автора?
(Вера в будущее России, в возможность преодоления тех трудностей, о которых Блок
писал ещё в цикле "На поле Куликовом "). Через 10 лет, в 1918, в статье "Интеллигенция и
революция" поэт заявляет об этом уверенно, решительно. (Обращение к эпиграфу).
Сделаем обобщение. Какой мы увидели Россию Блока в его лирике? (Индивидуальное задание получено в начале урока).
Тема России неисчерпаема. Ещё одно проникновенное слово о России прозвучит в конце нашего разговора. Вы сможете убедиться, насколько гениален, прозорлив был А. Блок в своём видении России.
□ Зрительный ряд
Песня "Россия" в исполнении Ю. Гуляева.