Презентация на тему Ознакомление со звуковым строеним слова


МАДОУ ЦРР Детский сад № 2 «Золотая рыбка»г. Краснокаменск, 2014 годКонсультация для воспитателейТема: «Ознакомление со звуковым строем слова» Автор :Лескова Светлана СергеевнаВоспитатель Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала. Речевое и психическое развитие ребенка осуществляетсяв тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга Так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам.Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. Ознакомление со звуковым строение слова Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой стороны, структуры. Подводить к звуковому анализу начинают в средней группе. В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. Ознакомление дошкольников со звуковой стороной слова начинается ещё с младших и средних групп, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых Играх они учатся внятно и чётко (производить) произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать их с разной силой голосаи в разном темпе. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Подводить к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как подготовительный, в последующем обучении звуковому анализу, а затем, чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем звука. (Протяженность произнесения отдельных звуков – хорошо известный в школьной методике способ Л.Е. Журова ввела его в обучение по системе Д.Б. Эдьконима). При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно научить особому протяженному произнесению звука, интонационному выделению его «д-д-д-дом», «к-к-к-кот». При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает выполнять особую роль, выполнять функции ориентировки в слове. 1 этап. Способ выделения звука в слове (интонационный способ) – это особое произнесение слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем звука. Овладение способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра «ш-ш-ш-ш», насоса «с-с-с-с», их произношение, обнаружение звука произносимых взрослым с интонационным выделением звука в словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: «ш-ш-ш-шар», «ко-ш-ш-ш-шка»; «песенка» жука: «ж-ж-ж-жук», «нож-ж-ж-жницы». При таком произнесении становится понятно, что звуки в слоге следуют один за другим. Это умение закрепляется в разнообразных играх. Необходимо добиваться усвоения обобщающего способа выделения любых звуков в словах, а не выделении какого – либо определенного звука. Постепенно вместо слова «песенка» педагог произносит слово «звук». Умение произносить слова с интонированием звука закрепляются в игровых заданиях: «Скажи, ка я», «Скажи, чтобы все услышали в слове звук «С», «Назови слово». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук (в начале, в середине или в конце слова). Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбирают картинки, игрушки, в названии которых есть звук, что облегчает набор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умение самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо: 2 этап. Формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагается для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: «п-п-п-петух» (п'), «к-к-к-кит» (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м-м' с-с') называют «братцами»; твердые фонемы «сердитыми», мягкие – «добрыми». Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков, например, вносят двух одинаковых кукол с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая, улыбающийся мальчик – в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки в зависимости от его твердости или мягкости, отдать картинку той или иной кукле. В последствии, уже в старшей группе, после ряда игр, дети легко усваивают действия замещения мягких согласных звуками зелеными фишками, а твердых согласных – синими. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо: Звуковой анализ, это: Выяснение порядка следования фонем в слове; Установление различительной функций фонем; Выделение основных фонематических противо-поставлений, свойственных данному языку. Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звука в слове, но и давать им качественную характеристику(гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения основной формыслова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности». Следующий этап работы – обучение вычислению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог. отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. В процессе звукового анализа слов, ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков, типа: слива», «замок», «мишка», «мушка». твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой культуре слова; подбирать слова по предложенным моделям. В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа так же совершенствуется. Для этого используется фишка другого (черного) цвета. Дети выполняют разнообразные задания в игре Постепенно Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонематический анализ слова с опорой на картинку – схему и фишки;2. Дифференцирование гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;3. Дифференцирование согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем, по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;4. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме. На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковой стороне слова и умения производить звуковой анализ: определить последовательность звуков в слове; сравнивать звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков («сон» - «нос», «кот» - «ток» и др.). Сравнивать звуковое строение слов, различающихся одним звуком («мак» - «рак», «дым» - «дом») - это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы; варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ. Спасибо за внимание!