Модель преемственности инновационных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС. Проблемы и поиск путей решения.

«Модель преемственности инновационных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС. Проблемы и поиск путей решения».

Какие инновационные педагогические технологии обучения должен использовать учитель при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе, действуя не вразрез с начальным образованием? Такой вопрос стоит перед каждым учителем.
В стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам образования, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять инновационные педагогические технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.
Опираясь на педагогический опыт передовых педагогов, используя всевозможные источники информации по данной тематике, для себя я составила модель инновационных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС для практического применения.






















Что такое развивающее обучение?
Главная идея развивающего обучения заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть «зона ближайшего развития».
Принципы развивающего обучения:
1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся.
2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.
3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо.
4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.
5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.
В своей практике я использую приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. Например, важно в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Для определения темы урока по русскому языку можно использовать приёмы сравнения: нахождение  в группе предметов «лишний». Задание классу.  1. Разберите слова по составу: напишете, напишите, полюбите. 2. Найдите лишнее. 3. Объясните свой выбор. Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения».
Технология развивающего обучения применяется учителями в практике, как на начальном, так и на основном уровне образования.
Проблемное обучение.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность познавательной деятельности, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
 Часто на уроках русского языка и литературы я излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова»). В ходе решения проблемы учащиеся приходят к единому мнению и делают вывод.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации, и ее осознание учащимися возможно на разном уровне обучения при изучении почти каждой темы урока.
Коммуникативное обучение.
Формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся происходит на каждом уроке и во внеурочной деятельности на всех уровнях обучения.
Речевая компетенция (совершенствование умений в основных речевых видах деятельности - говорении, чтении и письме).
Дискурсивная компетенция (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения).
Языковая компетенция (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях).
Формирование коммуникативных умений содействует установлению межпредметных связей, способствует развитию познавательной активности, навыков совместной деятельности.
Коммуникативная компетенция учащихся на уроках русского языка формируется при работе с текстом (комплексный анализ текста, лингвистический анализ текста, диктанты с изменением текста, работа над изложением и т.д.).
Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Например,  на уроках русского языка  учащиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому для реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».
Данная технология обучения применяется на начальном и общем уровне образования.
Диалог культур.
В данной технологии диалог выступает не только как форма организации обучения, но и принцип организации самого содержания предмета (характерна для использования на всех уровнях обучения).
Учитель на уроке выступает не как представитель «знания», которое ученик должен непременно усвоить, а он вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою неповторимую позицию.
Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие «внутреннего» диалога.
Идея диалога культур в меньшей степени нашла свое воплощение в практике преподавания русского языка и литературы, т.к. от учащихся требуются знания теоретического материала, где использование данной технологии менее эффективно. Но в своей практике, на уроках литературы при изучении нового материала, применяю элементы данной технологии и вижу результативность.
Информационно-коммуникативные технологии.
Данной технологии в обучении отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации. И учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания. В некоторых ситуациях роль учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации на каждом этапе обучения.
Групповые технологии; коллективный способ обучения; личностно-ориентированный подход в обучении применяется педагогами на разных этапах обучения.
Постнова А.К., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №7 г.Павлово.
Диалог культур

Коммуникативное обучение

Проектные технологии

Проблемное
обучение

Развивающее обучение

Инновационные образовательные технологии


Информационно-коммуникативные технологии


Коллективный способ обучения

Групповые технологии

Личностно-ориентированный подход



Заголовок 915