Подготовка к олимпиаде по химии: основные трудности и поиск путей решения
Подготовка к олимпиаде по химии: основные трудности и поиск путей решения.
Канусик Наталья Юрьевна
учитель химии БМКОУ СОШ № 33
Олимпиады по химии для учащихся ОУ являются одной из форм внеклассной работы. Проведение олимпиад стимулирует учащихся к более глубокому познанию предмета, проявление интереса к химическим наукам, а так же помогают выявить способных учащихся в данном предмете. Так же проведение олимпиад по химии помогает выпускникам школы определиться в дальнейшем с выбором свое профессии в ВУЗах по химической специальности. Олимпиады по химии влекут за собой не только определение объема знаний учащихся по данному предмету, а так же применение таких знаний на практике с творческой стороны.
Разработаны определенные методические требования к олимпиадным заданиям:
1.Содержание задания должно быть примерным с содержанием школьной олимпиады для каждого класса.
2.Трудность задач должна быть различной: от заданий сложных уровня ВУЗа до простых, «утешительных», для тех учащихся, которые впервые участвуют в подобной олимпиаде, чтобы не у них не возникло страха перед следующим участием в олимпиаде.
3. В каждое задание должна быть включена не только теоретическая нагрузка, но и познавательная.
4. В задания должны быть включены материалы из других дисциплин естественнонаучного цикла, вопросы качественного и расчетного характера.
5. Условия заданий должны быть сформулированы четко, т. к. на основе формулировки строится система оценивания.
В качественной подготовке к участию в олимпиаде главную роль играет учитель химии, который должен правильно организовать процесс подготовки, чтобы достичь лучшего результата.
Все педагоги прекрасно знают, что олимпиадные задания выходят за рамки школьного уровня, иногда и сами педагоги не сразу справляются с такими заданиями. Поэтому одним из направлений в подготовке к олимпиаде является работа с учащимися индивидуально.
Индивидуальная работа с учащимися при подготовке к олимпиаде по химии.
Позволяет нам рассмотреть процессы и законы химии с глубокой точки зрения
Позволяет решать задачи не только школьного уровня, но и уровня ВУЗов (новые формулы, новые методы решения)
Позволяет изучить огромный объем литературы научного и энциклопедического характера (расширяет химический кругозор)
Чаще всего мы, как учителя химии, используем при подготовке к олимпиаде еще одно направление: групповое, которое делится на два этапа: формирование группы и планирование работы.
Групповая работа с учащимися при подготовке к олимпиаде по химии.
1 этап. Формирование группы
Формирование группы педагогом происходит в ходе наблюдений за учащимися на уроках химии, организации кружковой, исследовательской работы, во время проведения различных внеклассных мероприятий по химии. Так же проводится анализ успеваемости учащихся по предметам естественнонаучного цикла и математике. В ходе мониторинга, выявляется группа подготовленных, одаренных и заинтересованных учащихся в предмете разного возраста.
Такая группа может позволить учителю уменьшить свою нагрузку, т.к. старшие, часть подготовки к олимпиаде, могут взять на себя и, обучая других, смогут совершенствовать и свои знания. Получается принцип «соленого огурца», разработанный педагогом-новатором Виктором Федоровичем Шаталовым: «Вокруг ученика надо создать такую атмосферу, которая поставит его перед необходимостью учиться. Ученик — это как огурец в рассоле. Какой бы не был огурец, если рассол хороший, то огурец рано или поздно просолится» [1]. С точки зрения подготовки к олимпиаде по химии можно рассудить так, что если постоянно находиться в атмосфере обсуждения химических проблем, различных методов решения задач, проведения и дальнейшее обсуждение опытов, учащийся может получить новые знания, умения неосознанно.
2 этап Планирование работы
При планировании работы подготовки к олимпиаде по химии нужно учитывать возрастные категории учащихся и их уровень подготовки. Каждому ученику должна быть предложена индивидуальная образовательная траектория работы, а главное свобода выбора такой траектории.
Что включает в себя понятие такой «траектории»- это свободный выбор учащимися:
Посещений занятий и время их продолжительности
Типа решения задач
Изучение разделов химии
Пособий
Предмет химии является естественной и экспериментальной наукой, поэтому учитывая эти особенности можно выделить три составляющие успешного участия в олимпиаде:
- химический кругозор
- решение химических задач,
- практические умения и навыки
Рассмотрим эти три составляющие подробней.
Химический кругозор
Для формирования химического кругозора главную роль играет изучение химической литературы, которая включает в себя различные книги о химических открытиях, знаменитых ученых, о химических элементах. Для учащихся 8 классов можно предложить изучить книгу Ходакова "Рассказ-загадка по химии", Г. Манолова "Великие химики", С.И. Венецкого "Рассказы о металлах" и многие другие. Для более старшего возраста будет интересна и полезна более серьезная литература: вузовские учебники, научные журналы, различные практикумы. Свою роль может сыграть и журнал "Химия в школе", особенно такие его разделы, как "Наука и промышленность", "Консультации", "Из истории химии".[2]
В наше время тяжело усадить учащихся за химическую литературу, поэтому не запрещено использовать в изучении и подготовке к олимпиаде по химии интернет-ресурсы, на сайтах которых они могут найти для себя различный уровень заданий с объяснениями к ним, а так же воспользоваться дистанционным обучением.
Для лучшего усвоения химической литературы учащимся предлагается в ходе чтения делать различные пометки и записывать интересующие их формулы, создавать различные схемы, таблицы, исследования на отдельный листок, что, как правило, обобщает и систематизирует материал.
Решение химических задач
Нашей основной целью при решении химических задач является: научить учащихся находить самостоятельно способы решения задач по химии различных типов. Здесь хорошо было бы применить опыт А. В. Лисича. [3]. В нем описывается, что педагогом и группой учащихся составляется «Книга задач», которая состоит из нескольких тетрадей, скрепленных между собой, на страницах которых вклеены или вписаны условия задач. Все задачи распределены по типам, по сложности и способу решения. Любой учащийся получает сначала легкую задачу, затем сложность задач увеличивается. Если задачи одного типа надоедают учащемуся, он может смело перейти к решению другого типа задач.
Навыки, которые необходимо сформировать учащемуся при решении задач по химии:
При решении расчетных задач, в первую очередь учащийся должен определить количество вещества в молях
Если невозможно в задаче использовать реальные формулы, то учащиеся могут применять обозначения в виде букв, а также формулы классов веществ
Для расчетов могут применять алгебраические уравнения, в которых одна из величин неизвестна
Использовать дополнительную информацию, подсказки из Периодической таблицы, общие формулы веществ.
Если условие задачи не понятно, то учащийся может «нарисовать задачу» (различные схемы превращения фаз веществ, схемы решения задач и т. п.)
При решении химических задач учащийся должен уметь производить различные математические вычисления, уметь округлять полученные результаты, качественно оформлять свою работу.
Практические умения и навыки
Олимпиады, которые проходят в нашем городе не содержат практического тура, но работа с химическими веществами и оборудованием важны для результативности на олимпиаде. Например, в олимпиаде может встретиться задание, которое предполагает провести мысленный эксперимент или даже те же самые качественные задачи. Конечно, будет тяжело тем учащимися, которые ни разу самостоятельно не собирали какой либо прибор или не видели, чем отличается одно вещество от другого. Для практических навыков необходима хорошо оборудованная школьная лаборатория, что, к огромному сожалению, для школ города, является редкостью.
Не только для участия в олимпиаде, но и для дальнейшей профессиональной деятельности учащихся, кто связывает свою жизнь с химической промышленностью или с медициной встает проблема именно с практической точки зрения знаний по химии. Ведь приемы, которые нужны непосредственно в химической практике иногда не под силу нам, педагогам, из-за разных причин: отсутствие химических реактивов, отсутствие химической посуды и, в конце концов, отсутствие самой химической лаборатории.
Но, выход есть. При подготовке к олимпиаде, мы на сегодняшний день часто обращаемся к Интернет-ресурсам и демонстрационным компьютерным опытам (показать учащимся, что такое титрование, как работать с мерной пипеткой, как распознавать вещества с помощью качественных реакций, с помощью какого химического оборудования можно собирать газы). Вывод
Самое главное, чтобы олимпиад воспринималась учащимися, как не разовое мероприятие. После проведения олимпиады обязательно мы должны обсудить задания, которые попались ребятам, разобрать задачи. Нужно оформить стенд химической олимпиады, на котором будет размещена информация об участниках химической олимпиады, о результативности, о призерах олимпиады. Такая информация будет формировать интерес других учащихся не только к олимпиадам, но и к самому предмету химии.
Мы прекрасно знаем, что в ходе проведения олимпиады выявляется не только победитель, но и побежденный. Поэтому, мы должны так настроить участников олимпиады к результату, чтобы каждый понимал, что неважно занял он призовое место или просто поучаствовал, но он имеет собственный результат, имеет свою собственную очередную победу, пусть не такую, как у призеров олимпиады, но победу над самим собой. Именно такие личностные достижения требуют целенаправленной подготовки и серьезного отношения к ней, и соответственно, что работа над собой будет способствовать формированию успешной, творческой личности во всех областях.
Литература и Интерент-ресурсы:
1. Изменяющие мир – школа будущего Виктора Шаталова http://neuch.org/interest/izmenyayushhie-mir-shkola-budushhego-viktora-shata2.Подготовка школьников к олимпиадам по химии
Леенсон И.А. Удивительная химия./ М., Издательство "НЦ ЭНАС", 2006, 176 с. , Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой./ М., Издательство " ИКЦ "Академкнига", 2005, 287 с. , Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания по химии./ М., Издательство " Дрофа ", 2006, 430 с. http://www.kontren.narod.ru/lttrs/to_Oli.xtm3.А. В. Лисич Формирование познавательной активности учащихся на занятиях по химии через систему дополнительного образования http://www.openclass.ru/node/2760824. Задачи всероссийских олимпиад по химии Под ред. В.В. Лунина. / М.: Издательство "Экзамен", 2004 - 480 с.
5. Габриелян О.С., Прошлецов А.Н. Химия: 8-11 классы: Региональные олимпиады: 2000-2002 гг. ./ М., Издательство "Дрофа", 2005 г
6. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб. 2009. С.151
7. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией. 8. Портал Всероссийских предметных олимпиад школьников (http://www.rusolymp.ru) - новости, история, задания, результаты, фотогалереи - от областного этапа до международных олимпиад 9. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента. Литература, ответы на вопросы, эксперимент и многое другое (автор сайта Аликберова Л.Ю.). 10. "Эйдос" Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии (http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/) - Участники: школьники 1-11 классов.