Внеклассное мероприятие: Русь мастеровая 
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
 Средняя Общеобразовательная Школа  № 17 
  Внеклассное мероприятие
«Русь мастеровая»        
 Выполнила:  Учитель географии высшей категории
           Есина Татьяна Владимировна                                                          
Г. Иркутск  
Тема:  «Русь мастеровая».
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью.
 Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел.
Развивать интерес к прошлому, через  креативные способности детей.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
Воспитывать национальную гордость за русскую культуру, самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.                                                                                                              Оформление и оборудование:
русская печь, рушники, лапти, самовар, ухват, лоскутное одеяло;
звукозапись сказки «Колобок 2»
фигурки матрешек;
изделия фарфоровых заводов «Гжель»
изделия хохломы
физическая карта России, на которой прикреплены фишки  с изображениями: (Матрешка, гжель, хохлома)
На классной доске (магнитная) – колобки, магниты, таблица состоящая из трех колонок ( каждая колонка имеет  название мастерской «Гжелики», «Матрешки», «Хохломушки» 
Мультимедийная презентация  «Русь мастеровая»
На каждой парте кисточки, краски, стаканы с водой
Бонусы – бумажная фигурка матрешки
Учебный кабинет оформлен в стиле русской избы. Звучит песня «Кострома» гр. «Иван Купала», учащиеся рассаживаются.
 Учитель одет в русский национальный костюм.
             - Здравствуйте,  друзья и подруженьки!  Усаживайтесь, в избе тепло, целый день печку топлю, гостей поджидаю.- Пришли подивиться, да  к делу приобщится? (ответ детей)
- Молодцы!
*Диагностика  психологического климата
 (на классной доске прикреплены 4 колобка: один с печальным выражением, три с весёлым)
          - А с каким настроением пришли? Я вас пока поджидала, колобков напекла, все получились румяные красивые, веселые, один только чего – то загрустил,  а у вас хорошее настроение? Ответы детей.
Раз у всех хорошее настроение  грустного колобка  в печь посажу, пусть еще себе бока подрумянит. 
*Знакомство с особенностями работы на занятии (за верные ответы учащиеся получают бонусы, совместно выполненное задание будет конечным образовательным продуктом)
- Ну, что ж, надо бы начинать.
            У каждого государства есть свои  символы культуры, свои народные промыслы,  которыми  занимаются в определенной части  страны, это  изготовление посуды, игрушек, свистулек, платков
 -  А вы можете назвать свои ассоциации, когда слышите слово Россия, что можно назвать  визитной карточкой   России, это и части одежды, и блюда национальной  кухни, и обувь, и другие предметы. 
Дети перечисляют по цепочке (Валенки, лапти, блины, икра) – за верный ответ  бонус.
- Много знаете, 
- Сейчас мы вам покажем и расскажем о красивейших изделиях наших мастеров и  вы сами попробуете кое-что  смастерить, у меня в избе настоящая выставка народных промыслов сегодня мы познакомимся только с тремя народными промыслами:  матрешка, гжель, хохлома.
Начнем с матрешки. ( Ученица 8 класса одета в костюм русской матрешки)
Беседа с показом мультимедийной презентации и демонстрацией предметов. 
   Каждый человек приезжающий в Россию обязательно  покупает  на память сувениры, самым популярным является набор матрешек.
           - А когда же появилась первая матрешка?  Более 100 лет назад в одну из художественных мастерских под Москвой  привезли из Японии игрушечного лысого старичка Фукуруму. Фигурка открывалась, в  ней находилось еще несколько фигурок,  вложенных одна в другую. Фигурка всем понравилась, русские мастера решили сделать свою куклу из дерева.
              Первая матрешка состояла из 8 фигурок, изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. Покупателям эта игрушка очень понравилась, назвали ее Матрешкой (Матрена).
Демонстрация заготовки «Болванка», вытачивают из липы, березы,  затем расписывают.
В книге рекордов Гиннеса самая маленькая матрешка имеет размеры с горошину, она открывается и внутри имеет еще несколько сестренок.
Гжель.( Ученица 8 класса   в  платье с гжелевым рисунком)
          С древних времен в России лепили посуду. Особое место в гончарном деле занимает Гжель. Название промысла связано с районом в Подмосковье,где издавна почти все население деревень делало посуду: кувшины, молочники, масленки, чашки. Позднее посуду стали лепить  из фарфора. Гжель можно узнать по рисунку, выполненном на белом фоне голубым кобальтом с золотыми отводками. 
Много споров, почему называется промысел гжель. Видимо, это связано с технологией производства, чтобы посуда из глины была  прочнее, ее обжигают в печи.« Жечь – гжель».
Хохлома.( Ученица 8 класса в сарафане с хохломским рисунком)
          Гораздо раньше глиняной посуды на Руси пользовались деревянными чашками, ложками Особенно любимы у нас в стране изделия Хохломы:  простая  по форме утварь радует глаз богатым узором.
          Хохлома так называется  потому, что в с. Хохлома на р. Волге проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Все предметы хохломы привлекают внимание своей яркостью и нарядностью. Чтобы добиться этого  изделие проходит ряд операций. Выточенную или вырезанную  из липы или березы заготовку покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и царапины, затем вновь покрывают маслом  и высушивают. Затем поверхность натирают алюминиевым порошком и наносят роспись. Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор, он всякий раз  по – новому расписывает листья, цветы, придавая рисунку неповторимое своеобразие.  Завершается процесс покрытием всего изделия олифой и прокаливанием в печи при температуре +100 +120 грд.С.
Практическая часть:
Учитель: Сейчас представим себе, что мы находимся в русской избе и каждый из вас мастер. Создаем три мастерских(один ряд–мастерская) «Матрешки»,«Гжелики» «Хохломушки». В каждой мастерской работаем парами, нужно закончить элемент мозаики, из которого сложится изделие вашей мастерской (конечный продукт) Каждая мастерская получает кейс. В кейсе пять элементов, на парту кладется один элемент (элемент – заготовка: матрешка, блюдо, кувшин – нарисованы карандашом, затем разрезаны на равное количество парт в каждой бригаде)
Нужно расписать на бумаге элемент изделия, учитывая цвета промысла
    В старину расписывая изделие, мастерицы пели песни, мастера рассказывали  небылицы, детям рассказывали сказки. Много русских сказок со счастливым концом,  а одна заканчивается грустно, главный герой этой сказки – колобок, может поэтому  и у меня один колобок получился грустный,  вы сей час  будете расписывать свой элемент и слушать сказку, как только сказка закончится, вы  работу завершаете, и один человек из пары идет к доске с готовым элементом и мы соберем мозаику  каждой мастерской.
*Звучит магнитофонная запись сказки «Колобок – 2».
Автор сказки: «Колобок 2» Есин Александр, текст читает заслуженный артист России Вадим Дейнеко.
            Допел Колобок песенку Лисе. Ухватила плутовка его за бок, а Колобок возьми да соскользни и давай деру, только его Лиса и видела. Покатился Колобок домой, к бабушке и дедушке. Катится Колобок по дорожке, на один бочок припадая. Вдруг навстречу ему Хомяк бежит, несет  шеничные зерна в норку. Рассказал Колобок ему о своей беде, а Хомяк ему и говорит:
 - Не печалься! Я твоей беде помогу. Идем со мной!
Добрели они до квартирки Хомяка, а там Хомячиха муку мелет. Попросил Колобок ее тесто приготовить, бочок полечить. Так и сделали.
И стал Колобок румянее прежнего.
   Поблагодарил Колобок хозяев да в путь-дорогу отправился. 
   Добрался до дома Колобок, закатился в ворота. Видит - на крыльце дедушка с бабушкой сидят, горюют. Увидели Колобка, обрадовались. 
Рассказал им Колобок о своих приключениях и поклялся:
- Никогда больше Вас не покину!
        Так и стали они вместе жить – поживать да добра наживать.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Рефлексия:
Прикрепляя выполненный элемент к доске ученик отгадывает загадку, или отвечает на вопрос, за правильный ответ  бонус.
(На классной доске будут появляться результаты работы)
1. Внутри воды- огонь пылает, вода его не заливает (Самовар)
2.Русская женская крестьянская одежда, надеваемая поверх рубашки (Сарафан)
3.Головной убор бывает Павловский, Оренбургский (Платок)
4.Танец по кругу с пением, переплясом. Водят вокруг Ёлки (Хоровод)
5.Подарок на память о человеке, городе, стране, путешествии (Сувенир)
6.Большая распродажа товаров с развлечениями (Ярмарка)7. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек,  хохломской посуды?  (Липа).
8.  Ростом разные подружки,  
     Не похожи друг на дружку,                                                                           
    Все они сидят друг в дружке, 
    А всего одна игрушка. (Матрешка)
9. Назовите имя японского мудреца, прототип нашей матрешки?(Фукуруму)
10. Экологически чистая старинная обувь?(Лапти)
11.Перечислите гжелевые цвета.
Подведение итогов , выбор лучше мастерской ( по количеству  бонусов и качеством росписи )
Литература.                                                                                                                                                   1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998.                                                                                                                                      2.ЛогиновВ.Н.Эта звонкая сказка-Гжель.-М.:Сварог,1994.3.ЛюбимовЛ.И. Искусство Древней Руси-М.:Просвещение,1981.   
15