Технологическая карта урока литературы по роману В.Каверина Два капитана


Технологическая карта урока
Предмет, класс Литература, 8
Учитель Верткая Светлана Александровна
Тема урока В.А.Каверин «Два капитана». Дороги, которые мы выбираем.
Урок внеклассного чтения.
Тип урока Комбинированный
Цель урока Формирование у подростков устойчивого интереса к чтению.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
 -организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе;
-помочь в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию некоторых аспектов мировоззрения В.А.Каверина;
-учить анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос; -помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала
-способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся
-воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях;
-через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива
Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Демонстрационные: отрывок из фильма «Два капитана», созданные учащимися презентации
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Скайп, ноутбук, мультимедийный проектор, экран,
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
Организационный момент.
-эмоциональный настрой на урок
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги ваших мнений и вместе проведём урок!
Сегодня мы проводим урок в интерактивной форме.
Целеполагание.
-читает стихотворение
Подумайте только, как многоЗначений у слова «дорога».Дорогой зовут автостраду,И тропку, бегущую рядом,Шоссе, что лежит по равнине,Маршрут каравана в пустыне,Путь воина к славе Отчизны,И путь человека по жизни. В. Остен «Дорога»
- задает вопросы
- создает ситуацию актуализации опыта обучающихся- формирует мотивацию
О чем сегодня пойдет разговор?
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм.
«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей, честности, порядочности, патриотизму и призван роман «Два капитана».
С творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке?
Познакомиться с биографией писателя и историей создания романа вам помогут ребята из творческой группы
- вспоминают все, что знают по данной теме
- формулирует первые гипотезы
- определяется в своих мотивах и целях
Возможные ответы обучающихсяМы будем говорить о выборе жизненного пути.
О том, как выбранная дорога формирует мировоззрение, характер человека.
О нравственных понятиях: честность, порядочность, чести
Формулируют тему и цель урока
«Дороги, которые мы выбираем»
Ответ обучающихся:
- с В.А.Кавериным
демонстрируется презентация
обучающихся, выступающих в роли «Библиографа»и «Историка» Личностные УУД:
-мотивация учения.
Познавательные УУД:
-анализ с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно.
II. Стадия осмысления
Задачи:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;
- помочь учащимся активно воспринимать материал;
- помочь соотнести имеющиеся знания с новыми.
Функции:
1.Информационная: получение новых знаний по теме.
2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.
3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.
2.Подготовка к восприятию
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.
- предлагает опорный текст по теме;
- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;
- поддерживает мотивацию и цели;
- учит работать сообща.
- Кто прочитал роман «Два капитана»?
- Понравился ли вам роман «Два капитана»? - Что понравилось в романе больше всего?- Как вы думаете, какая основная тема этого романа?
- Назовите главных героев романа.
- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;
- участвуют в групповом взаимодействии;
- подкрепляют и делают коррекцию своих целей;
- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;
- учатся работать сообща.
-отвечают на вопросы;
-озвучивают свои варианты:
- Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели , чего бы этого не стоило.
- Саня Григорьев, Катя Татаринова, Иван Татаринов
Вопрос:
- Кто они: реальные лица или художественный вымысел?
Выступление обучающегося, выступающего в роли «Рассказчика» Коммуникативные УУД:
-контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
2.Восприятие текста
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.
Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в романе В.А.Каверин»?
Читает начало романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку».
Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву?
В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа.
- Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу.
- Какими качествами обладали первооткрыватели Северной Земли?
- Таков и герой романа капитан Татаринов.
Путь к разгадке тайны капитана Татаринова и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями.
Чей это путь?
Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей.

Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».
- Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях.
-слушают чтение учителя
-отвечают на вопросы
В первом же абзаце завязка: почтовая сумка с размокшими письмами
- Из писем Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова.
Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.
Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9
-слушают чтение одноклассников;
-выполняют задания.
- Из романа мы узнали, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Велькицким и названа Северной Землей. Это был смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Слушают сообщение обучающегося, выступающего в роли «Географа»
Возможный ответ:
-Первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные.
Ответ обучающихся:
- Это жизненный путь Сани Григорьева
Сообщение обучающегося, выступающего в роли «Литературоведа». Презентация.
Кластер «Герои романа»
Капитан Иван Татаринов

Иван Павлович Кораблев
Иван Иванович Пирогов


Петька
Валя Жуков
Саня Григорьев
Катя Татаринова



Гаер КулийНиколай Антонович Татаринов
Ромашов

Вопросы аудитории.
- Кто из них вызывает восхищение, а кто презрение и жалость? Почему?
- Какую роль в судьбе Григорьева сыграл каждый из них?
- Какие качества характера сформировались у Сани Григорьева на пути преодоления трудностей?(огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность)
- Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию?
- Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?(Обучающиеся высказывают свое мнение.
- Почему роман называется «Два капитана»?
(Два капитана - это два «ведущих по жизни» – капитан Татаринов и капитан Саня
Григорьев.
– люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам)- Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?
Ожидаемые ответы.
- Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.
Обучающиеся слушают чтение эпилога романа.
Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. У берега еще видна открытая зеркальная вода, а там, дальше, полыньи и лиловые, уходящие в таинственную глубину ледяные поля. Здесь необыкновенной кажется прозрачность полярного воздуха. Тишина и простор. Только ястреб иногда пролетит над одинокой могилой.
Льды идут мимо нее, сталкиваясь и кружась, – одни медленно, другие быстрее.
Вот проплыла голова великана в серебряном сверкающем шлеме: все можно рассмотреть – зеленую косматую бороду, уходящую в море, и приплюснутый нос, и прищуренные глаза под нависшими седыми бровями.
Вот приближается ледяной дом, с которого, звеня бесчисленными колокольчиками, скатывается вода; а вот большие праздничные столы, покрытые чистыми скатертями.
Идут и идут, без конца и края!
Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится не умолкая.
Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.
На высоте человеческого роста высечены следующие слова:
«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
«Бороться» (в том числе с собственными слабостями) - первая задача человека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сделать мечту реальностью. А если будут новые трудности, то «не сдаваться».
Познавательные УУД:
-установление причинно- следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-предвосхищение результата и уровня усвоения.
Познавательные УУД: -формулирование проблемы.
3.Работа над нравственной идеей текста
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.
Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами.
- Какое впечатление о романе у вас осталось?
- Что общего у романа «Два капитана» с нашим временем?
- Какие проблемы, затронутые в романе, перекликаются с проблемами нашего времени?
А сам писатель говорил, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее (так и сказал!) быть честным и смелым, чем трусом и лжецом". И еще он говорил, что это "роман о неизбежности правды".
-составляют синквейны;
-отвечают на вопросы.

Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
4.Творческая работа над текстом
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте
- Ребята, мы с вами познакомились с романом«Два капитана». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев романа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?
- Давайте послушаем, что вы написали.
- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу? Выполняют письменную групповую работу:
1 группа – письмо рассказчику
2 группа – письмо Николаю Антоновичу Татаринову
3 группа – письмо Кате Татариновой
Представитель из группы читает письмо-обращение.
Обсуждают письма-обращения. Познавательные УУД:
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
III. Рефлексия
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
Функции:
1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.
2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Итог
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения
Задача учителя: выяснить представления о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность обучающимся поразмышлять над уроком.
- управляет подведением итогов;
- ставит новые вопросы и задачи на будущее;
- оценивает деятельность обучающихся.
- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какие они: два капитана?
- Какие же нравственные проблемы поднимает Каверин в своём романе?
- Прошло уже 70 лет после написания романа. Что-то изменилось в России с тех пор?
- Как вы думаете: почему?
- Вольфганг Казак писал о В.А.Каверине: «Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением". 
Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к роману В.А.Каверина «Два капитана»?
- Какие выводы вы сделали лично для себя?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Я думаю, что вы все поняли суть романа В.А.Каверина «Два капитана». Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами, поднятыми в романе, и пробудил потребность в прочтении. Этого хотел добиться великий русский писатель 20 века – В.А.Каверин. - суммируют в групповой работе весь изученный материал;
- задают вопросы;
- делают самооценку своей деятельности;
-отвечают на вопросы.
Мы говорили о выборе жизненного пути.
Да.
Люди чести, долга, патриоты своей родины.
Да .Захотелось
Взаимооценка работы на уроке.
Регулятивные УУД:
-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
Домашнее задание Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.
- Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.
В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему «Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо?»
А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось прослушиванием песни Б.Окуджавы «Святое воинство» Записывают задание в дневнике и в тетради.
Слушают песню.
что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов. Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться».
 Книга.
2. Увлекательная, познавательная.
3. Помогает, раскрывает и доказывает.
4. Это неиссякаемый источник знаний.
5. Мудрость.
Роман
биографический, любовный, исторический;
повествует, раскрывает, волнует;
Роман читаю каждый день.
Жанр
Жизнь.Короткая, длинная.Веселиться, горевать, проживать.Дана всем, отнята другими.Сложно.
Один из путешественников, покоритель снегов, льдов Арктики датчанин Ф.Нансен сказал такие слова: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.
Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.
Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло. (Николай Антонович и Ромашов)
Гаер Кулий - отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь
Николай Антонович часто рассказывал о своем брате, которому он оказывал моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения, он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя, доказывающие его вину в гибели экспедиции капитана Татаринова, и готов был продать их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.
Саню обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.
Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.