Презентация (2013г.) о взаимодействии специалистов школы по разрешению различных к/с среди учащихся и тп
«Порядок взаимодействия специалистов образовательного учреждения при разрешении последствий конфликтных ситуаций, связанных с обучающимися» МБОУ СОШ №1Социальный педагог Феофилактова С.И.2013 г.
Что делать и к кому обращаться в непредвиденных ситуациях, таких как: Конфликтное взаимодействие между детьми – драка; Детские травмы, в том числе после драк; Выявленные факты жестокого обращения и насилия в отношении обучающихся; Групповая «травля» в детском коллективе; Нарушение дисциплины на уроках; Межличностный конфликт «Учитель-Ученик»; Утери, кражи, использование на уроках сотовых телефонов; Порча школьного и личного имущества обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗГлава 3, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗГлава 5, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»1. Педагогические работники обязаны:2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка. 4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.
Выяснение обстоятельств внутри школы: Дежурный администратор + дежурные учителя + классные руководители выявили ситуацию:{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Правонарушение/преступление:кража;порча имущества;драка;оскорбления (нецензурная брань);факты жестокого обращения;Несчастный случай – травма:во время урока;на перемене;Т.е. во время образовательного процесса.Социальный педагог Администрация школыМедицинский работникИнженер по ТБ
Внутри школы есть регламент взаимодействия – это система дежурства педагогов:
Вы стали свидетелем несчастного случая, либо драки – ребёнок получил травму:
Статья 116. Побои1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)В отношении несовершеннолетнего – отказ в возбуждении уголовного дела, но в крайнем случае – основание для спец. школы, только решением суда! Уголовный кодекс Российской Федерации
Взаимодействие школы с учреждениями города в случае чрезвычайного происшествия:Школа
«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М. А. Ковальчук{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Во время перемены обучающиеся должны быть на виду дежурных учителей!!! Не оставляйте детей без присмотра в кабинетах!
Выявление фактов жестокого обращения- обучающийся подвергся насилию со стороны семьи, посторонних взрослых, либо сверстников! Незамедлительное информирование Администрации школы:
Обязательное обращение к специалистам школы – психологу и социальному педагогу!Групповая «травля» обучающихся в классных коллективах:ребёнок, подвергающийся «травле» - в группе суицидального риска! Дети, участвующие по ряду причин в групповой травле, почувствовав безнаказанность, легко переходят от эмоциональной формы насилия к физическим издевательствам (прятанье вещей, побои, унижения с применением физической силы).
Действия педагога в случае конфликтного взаимодействия с обучающимся из-за систематического нарушения дисциплины на уроках:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Педагог – предметник:1. Педагог должен проанализировать своё состояние, своё поведение; В случае необходимости – обратиться к психологу;2. Попробовать другие методы общения и преподавания в классе, формы взаимодействия с данными обучающимися, с учётом их возрастных психологических особенностей;Поговорить с этими детьми после урока, в спокойном состоянии, попробовать выяснить причину конфликтного взаимодействия, в том числе консультируясь у психолога.{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Классный руководитель{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Родители (законные представители) обучающегосяСоциальный педагогСоветПрофилактики
Совет профилактики – координирующий, а не карательный орган: все беседы носят профилактический и рекомендательный характер Совет профилактики КЦ «Виктория» Территориальная КДНиЗПРодители обучающихся по месту жительства и работыОМВД, ПДН Отдел социальной защиты населения и ООиПМУЗ ЦГБПедагоги общеобразовательного учрежденияУправление образования
Наиболее частыми причинами конфликтов между участниками образовательного процесса являются сотовые телефоны (планшеты и пр.) обучающихся, а именно их использование на уроках, утеря, поломки, кражи. В случае использования на уроке без учебной необходимости, даже при наличии Положения о запрете пользования телефонами, педагог не вправе забирать-отнимать-изымать телефоны. Но!!! Так как мы по закону обязаны предоставить в равной степени детям возможность получения знаний, а телефон отвлекает одного или нескольких обучающихся, мы вправе потребовать убрать телефон, либо положить его на видное место – на стол учителя, на подоконник. Главное в таком случае сразу обговорить, что дети самостоятельно забирают телефоны по окончанию урока. Таким образом, вы не несете ответственность за личные вещи обучающихся, но в тоже время обеспечиваете возможность получения ребёнком знаний. Если вы забрали собственноручно телефон и не отдали после уроков, потребовав визита родителей, то у родителей появляются основания обратиться в прокуратуру или в полицию – ваши действия могут квалифицировать как грабёж - Статья 161 Уголовного Кодекса РФ ))).
Что делать в случае кражи или утери телефона?Расследование краж в компетенции полиции!Школа обязана обеспечивать безопасность детей и проводить профилактические мероприятия для предотвращения подобных ситуаций.Школа напрямую заинтересована в том, чтобы исключить вариант кражи!Обращаться или не обращаться в полицию – это уже право родителей.Информировать родителей о порядке обращения в полицию должен классный руководитель !!! В полиции всегда идут навстречу в случаях , когда родители отказываются подавать заявление о краже и при наличии у родителей документов на телефон, производят поиск телефона как потерявшегося, т.е. не регистрируют кражу, но включают IMEI сотового в специальную программу, которая есть у полиции, в случае активизации телефона – его местонахождение можно определить.
Что делать, если в процессе конфликтного взаимодействия, либо по неосторожности причинён материальный ущерб? По новому закону об образовании обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу образовательных организаций. Действительно, п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает обязанность обучающихся бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данное правило распространяется на все категории обучающихся, указанные в ст. 33 данного Федерального закона - воспитанников, учащихся, студентов и др.Вместе с тем вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный имуществу организации, а также вопросы возмещения этого вреда, регулируются положениями гражданского законодательства.По общим правилам ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В отдельных случаях допускается возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.Специальные правила установлены применительно к ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по её вине при осуществлении надзора (пункты 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).
Примеры:Так, если тринадцатилетний учащийся школы на перемене разбил окно, (умышленно или по неосторожности), его нельзя привлечь к гражданско-правовой ответственности, а его родители будут возмещать вред только, если школа сможет снять с себя вину за ненадлежащий надзор, но на практике такие случаи встречаются крайне редко. Иначе говоря, причиненный школе вред, скорее всего, придется возмещать самой школе.Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Например, 9-классник в возрасте 16 лет после уроков изрисовал краской стену школы. В данном случае не имеет значения его статус как обучающегося – возмещать вред придется ему самому за счет собственных средств. Если же у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (пункты 1, 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ).
Если пострадало личное имущество детей по вине других детей, Дежурный администратор информирует Администрацию школы и классных руководителей, которые в свою очередь информируют родителей обеих сторон.
Спасибо за внимание!!!