Занятие внеурочной деятельности Земля — наш общий дом(3-4 классы)



Занятие по внеурочной деятельности
по теме «Земля – наш общий дом»
(для учащихся 3 классов)

Автор:Доренская Марина Алексеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №43 им. Г.К. Жукова»
г.Курска
Цели и задачи:
- познакомить с экологическими проблемами и правилами поведения в природе;
- познакомить с Красной книгой, с животными и растениями, занесёнными в Красную книгу;
- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля.
- закрепить знание о флоре и фауне планеты Земля.
-вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой.
- развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
- воспитывать патриотическое отношение к своему городу, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в родном городе .
Методы обучения:
Словесные, наглядные, проблемные.
Оборудование: проектор, ноутбук, Красная книга, иллюстрации с изображением природы, изображение дома (отдельные части: фундамент, стены, крыша), разрезанное на части (фундамент, стены, крыша), запрещающие природные знаки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход мероприятия
(Класс делится на 3 группы. Дети, входя в класс выбирают один из цветов (красный, синий, зелёный) и садятся за тот стол, на котором стоит цветной кубик)
1. Организация учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мне будет помогать мой бывший ученик , Руденко Д., он много читает о природе, интересуется её загадками.
2. Введение в тему классного часа. СЛАЙД 3
А вот о чём мы сегодня будем говорить, попробуйте догадаться сами!
Как много в жизни значит ДОМ!
Как много жизненности в нем!
Начало, цель, причал и завершенье,
Он – точка А и точка В
И в каждой бьющейся судьбе –
Тропинок и путей соединенье.
- Некоторые из вас уже слышали это стихотворенье. А что такое дом? ( Ответы детей)
- В старину люди очень ценили дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. Поэтому хозяин тщательно выбирал место для постройки дома. А выбрав, старался построить его крепким, удобным, красивым, чтобы ему не были страшны ни ветры, ни стужа, ни дожди. И всю жизнь он оберегал его, украшал, а если надо, то и чинил.
- Кто догадался, о чём будет идти речь?
- Сегодня мы построим дом, но какой, будет зависеть от нас с вами.
3. Работа по теме.
- Как вы думаете, что для нас для всех является общим домом? (Земля)
- А что такое Земля? ( Планета) СЛАЙД 4
-Посмотрите, какая удивительная планета Земля! СЛАЙД 4
СЛАЙД 5. На её поверхности плещутся моря и океаны, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Даже ледяные пустыни Арктики и песчаные пустыни Африки по - своему прекрасны. Земля – это огромный шар, который вращается вокруг Солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь.
- А для кого же она является домом? (Животные, растения, люди)
- Что необходимо всем жителям дома, чтобы им хорошо жилось? (Тепло, свет, вода, воздух)
На доске появляется солнце.

- Давайте начнём строить наш дом. Как вы думаете, что является основой каждого дома? (Фундамент)
- А что может быть фундаментом нашего природного дома? (Почва, вода)
(На доске появляется изображение фундамента с надписью: «почва», «водоём»)
- После фундамента нам нужны стены. Что может в этом помочь? (Растения, животные)
(На доске появляется изображение стен дома с надписью: «природа»)
- Что же завершит дом? (Крыша)
- Что может быть крышей в нашем доме? (Воздух)
- Дом мы построили, но теперь его нужно заселить. Я буду загадывать загадки по 2 каждой группе. Отгадав их, представитель от группы будет крепить изображения возле дома. При этом вы должны рассказать как можно больше о жильцах дома, и кого из них можно встретить в Курской области?
Работа с загадками
1. СЛАЙД 6. В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видывал солнца. КРОТ

2. СЛАЙД 7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? ЕЛЬ

3. СЛАЙД 8. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. СОВА


4. СЛАЙД 9
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями,
Листьями деревьев. ЖИРАФ

5. СЛАЙД 10
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. ЩУКА

6. СЛАЙД 11
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. БАБОЧКА
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Наш дом заселён жителями.
- А теперь прочитайте стихотворение. СЛАЙД 12
Земля – наш общий дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.

- Какие слова вы считаете главными и почему?
Ученик – помощник вносит конверт с письмом
- Вы знаете, сегодня в школу принесли письмо для вашего класса. Но оно без подписи. Сейчас мой помощник прочитает его, а вы подумайте, кто его мог написать? (Земля) СЛАЙД 13

Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.

Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел – и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, всё испил?
А унести, уж нету сил?

Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу –
Землетрясеньями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой!

- Кто же с ней такое сотворил? И как? (Люди загрязняют окружающую среду, исчезают растения, животные, болеют люди)
- Что нужно делать, чтобы сохранить наш природный дом? (Охранять)
- Какая наука занимается охраной и состоянием природы? (Экология)
- Что такое экология?
Читает помощник СЛАЙД 14
ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.
Экология - «эко» - дом, «логос» - наука.
- Люди, конечно же, занимаются охраной природы, стараются не загрязнять её, но иногда они причиняют ей вред, неумением вести себя на прогулках.
Игра «Исправь ошибки» СЛАЙД 15
Каждой группе предложен текст с правилами нахождения в природе.

Майским днём
Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

- Вы хорошо знаете правила поведения в природе? Сейчас я предлагаю вам придумать и нарисовать свой запрещающий знак и объяснить его.
- Я для вас составила памятку поведения в природе. Давайте её прочитаем.

ПАМЯТКА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ СЛАЙД 16-18
1.Разорить муравейник – не труд, 2. Не разоряйте птичьего гнезда,
Но вредители лес сожрут. Так счастлива в своём жилище
птица!
Запомни, и млад, и стар, Она в гнезде спокойнее тогда,
Муравей – лесной санитар. Когда над рощей буря злится.
Будь бережлив и зорок.
Мал муравей, да дорог.

3.Если в лес пришёл гулять, 4. Ветки дуба не ломай,
Свежим воздухом дышать. Никогда не забывай
Бегай, прыгай и играй, Мусор с травки убирать,
Только чур не забывай, Зря цветы не надо рвать,
Что в лесу нельзя шуметь, Из рогатки не стрелять.
Даже очень громко петь. Ты пришёл не убивать!
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

5. Бабочки пускай летают, 6. Если я сорву цветок,
Ну кому они мешают! Если ты сорвёшь цветок
Здесь не нужно всех ловить, Если все: и я, и ты,-
Топать, хлопать, палкой бить. Если мы сорвём цветы,
Ты в лесу всего лишь гость. То окажутся пусты
Здесь хозяин – дуб и лось. И деревья, и кусты
Их покой побереги, И не будет красоты
Ведь они нам не враги. И не будет доброты.
Так пускай растут цветы!

- Какие пункты вы ещё внесли бы?
Давайте свернём её в виде книжечки и оформим обложку.
- В нашем рассказе о прогулке в лес дети нарвали большие букеты ландышей. А почему нельзя рвать много ландышей? (Занесены в Красную книгу) СЛАЙД 19
- Что вы о ней знаете?
КРАСНАЯ КНИГА – государственный документ, куда заносятся данные о редких и исчезающих видах растений, грибов, лишайников и животных.
Знакомство с Красной книгой.
Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: ЗАЩИТИ!
Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт.
- Как выдумаете, почему этот список растёт?
- Для чего люди создали Красную книгу? Вот об этом следующее стихотворение.
ВИДЕО «Красная книга России» Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная:
Всё живое хранить зовёт.
- Так давайте хранить всё, что нас окружает, чтобы наш дом был крепким, уютным, красивым. И начнём прямо сейчас.
- Я предлагаю вам нарисовать различные цветы и украсить дом.
(Детям раздаются шаблоны цветов, которые они раскрашивают и прикрепляют на фундамент дома)
ВИДЕО «Береги природу»
Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась.
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!
Рефлексия
Хотелось бы в конце занятия услышать мнение каждого из вас о том, что он вынес для себя из сегодняшнего разговора.
Закончите предложения:
1. Занятие научило меня
2. Я согласен с тем, что
3. Я понял, что
4. Я знаю, что нужно делать, чтобы.
5. Я хочу сохранить
















15