Сценарий родительского собрания Беда может быть рядом!
Сценарий родительского собрания
Беда может быть рядом!
Цель. Рассмотреть проблему наркомании, как угрозу будущему детей
Задачи. Познакомить родителей с основными и самыми распространенными видами наркотических средств;
показать влияние наркотиков на человека;
указать родителям на опасный возраст, в котором дети могут начать употреблять наркотики;
назвать родителям основные признаки, указывающие на то, что их ребенок может употреблять наркотические средства; показать приемы и способы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости;
формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе, пробудить желание предупредить эту проблему, выработать план совместной работы классного руководителя и родителей по исключению случаев употребления и распространения наркотических средств.
Ожидаемые результаты. У родителей сформируется представление о глубине данной проблемы; родители узнают информацию о признаках употребления человеком наркотических средств и поймут значимость умения общаться и делиться своими переживаниями с собственными детьми.
Методы и приемы. Беседа, лекция, проблемные вопросы, ИКТ.
Оборудование и материалы. Мультимедийный проектор и экран для демонстрации видеоролика и презентации, буклеты, анкета – тест для родителей.
Предварительная работа.
Ход родительского собрания.
(Слайд 1)
Слово классного руководителя.
Уважаемые родители!
О том, какая тема нашего родительского собрания вы узнали из личных сообщений, которые я вам отправила. Какие у вас возникли ощущения и чувства? (Опрос родителей).
Тема нашего собрания Беда может быть рядом! И это беда – наркомания. Многие из вас заметят: ну сколько можно об одном и том же говорить. Тем более, что наc это не коснется. Наши дети не употребляют наркотики и нам это не нужно. Поэтому на сегодняшней встрече я хотела бы обсудить проблему, не как бороться с наркоманами, а проблему того, как взаимодействовать родителям, школе, чтобы наркотическая зависимость не коснулась наших детей. Я предлагаю вам узнать, какие признаки могут нам подсказать, что наши дети попробовали наркотическое вещество и чем грозит их употребление, хранение и распространение.
А еще мы должны будем выработать совместный план работы по предупреждению наркотической зависимости.
Но прежде я расскажу вам одну легенду, которая позволит расставить все точки над «i».
(Слайды 2 – 3)
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
- Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны профессионалы. А наша с вами задача, задача педагогов и родителей заключена в том, чтобы «успеть добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду».
(Слайд 4)
Итак, тема нашей встречи обозначена. Давайте назовем предмет разговора – это наркотики. Как и когда появились наркотики? Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Как работают наркотики. Научпок»)
А сейчас я хочу вас познакомить с результатами анкетирования, которое мы проводили с ребятами в классе.
(Слайды 6 – 15)
АНОНИМНАЯ АНКЕТА
Дорогие ребята! Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитайте вопрос, выберите тот вариант ответа, который вы считаете наиболее верным. Обратите внимание, что при ответе вы можете выбрать несколько вариантов ответа. (В анкетировании принимали участие 19 человек)
Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики?
А. Это считается престижным, вызывает уважение сверстников
Б. Чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки
В. Чтобы избавиться от неприятных переживаний (обиды, страха, чувства одиночества)
Г. Чтобы снять напряжение при общении с другими людьми
Д. Чтобы не выделяться среди других, быть таким как все
2. Как, по-вашему, большинство подростков оценивают использование наркотиков?
А. Считают престижным
Б. Считают обычным делом
В. Считают недопустимым
Г. Считают интересным
Д. Считают опасным
Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит употребление подростками наркотических веществ?
А. В школе
Б. На улице, во дворе
В. В квартире, где собирается «своя» компания
Г. На дискотеке, в клубе
Д. Дома
Какую информацию о наркотиках вы считаете наиболее интересной и достоверной? Полученную от:
А. Родителей
Б. Друзей
В. СМИ
Г. Сотрудников милиции, наркологов
Д. Педагогов
По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические вещества, чаще всего получают их от:
А. Одноклассников
Б. Друзей
В. Знакомых взрослых
Г. Незнакомых молодых людей
Д. Незнакомых взрослых людей
6. Чье мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно?
А. Родителей
Б. Педагогов
В. Друзей
Г. Врачей
Д. Работников милиции
Как вы считаете, в каком возрасте происходит знакомство молодых людей с наркотическими веществами?
А. 8-10 лет
Б. 11-13 лет
В. 14-16 лет
Г. 17-18 лет
Д. 19 и старше
8.Как вы думаете, сколько среди ваших знакомых тех, кто хотя бы раз употреблял наркотическое вещество?
А. Нет, никто
Б. Пробовали
В. Употребляют
9. Назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «наркотики»
Беседа с родителями по анализу ответов учащихся на вопросы анкеты.
(Слайд 16)
Сегодня самыми страшными являются не натуральные, а синтетические наркотики. Как показывает, статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. Наркотики – это неизвестный и запретный мир и, как все неизвестное и запретное. Вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет, активное употребление чаше всего связано с токсическими веществами. Часто детей этого возраста вовлекает в боле взрослые сообщества на правах распространителей.
11-13 лет – основной возраст начала «наркомании». Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11 –13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, критическим отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые вещества и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем не менее, с чего начинается употребление психоактивных веществ.
14-17 лет – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации и наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.
Наши дети сейчас в подростковом возрасте Подростковый возраст – это переломный период для подростка. Кризис взросления. Переживается он по-разному. У подростка этот кризис может проявляться в трудновоспитуемости, ухудшении успеваемости, ослабевании интереса к учебной деятельности, в том, что падает общая работоспособность или развивается скрытность, появляется тяготение жить в «параллельных мирах», стремление уйти в себя. Подросток желает ощутить себя взрослым, стремиться утвердить свою взрослость любыми способами.
Молодёжь в своём стремлении освободиться от опеки взрослых использует разные средства. Иногда наши «взрослые» проблемы, невнимательность к потребностям и особенностям ребенка заставляют подростков объединяться в группы. В них молодёжь пытается получить то, что не может, по их мнению, иметь дома: доверие, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремясь выразить себя.
В поисках новых, необычных ощущений и переживаний они экспериментируют с алкогольными напитками, ингаляторами, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с запретным. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдалеке от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко первую дозу получают обманным путём: в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (напитков, таблеток и даже инъекций).
Часто родители спрашивают, как предупредить детей, чтобы они не употребляли наркотики. В плане предупреждения инициации употребления наркотиков наилучшее, что могут сделать родители, утверждают психологи, это не игнорировать интересы и проблемы своего ребенка. Основными приемами воздействия родителей на детей являются: беседа, усиление контроля, обращение к специалистам.
Давайте посмотрим еще один видеоролик, в котором можно найти ответ на некоторые вопросы.
(Просмотр видеоролика «Что надо знать родителям о синтетических наркотиках». Гиперссылка на слайде 16)
Как видите, существует немало признаков, которые могут указывать на употребление человеком наркотиков. О том, что человек употребляет наркотики, неопровержимо свидетельствуют три признака:
наличие сильного влечения к наркотикосодержащим препаратам, состояние наркотического опьянения, абстинентный синдром («ломка»). Но подросток тщательно скрывает от взрослых свое пристрастие к наркотикам. Он постарается в состоянии опьянения не появляться ни в школе, ни дома.
Кроме того, болезнь у него еще не такая запущенная, как у взрослого наркомана, и признаки ее еще не столь явные. Поэтому постараемся обратить внимание на самые, казалось бы, незначительные отклонения в поведении подростка и в его внешнем виде: а вдруг это начало трагедии?
Так, внимательных родителей и педагогов не может не беспокоить нарастающая скрытность ребенка, а также то, что подросток уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье.
Можно расценить эти явления как вполне нормальные для переходного возраста, но не лишним будет все-таки убедиться, что оснований для беспокойства действительно нет.
Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает его интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий.
Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если начали пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома, — это очень тревожный признак!
Подросток завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения? Имейте в виду, что если это наркоман с большим стажем, то его можно распознать по таким признакам: длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки (ведь надо скрывать синяки от уколов);
неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, «разрушенные», «обломанные» зубы в виде «пеньков», невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта. Он, как правило, стремится избегать встреч со старшими членами семьи подростка, резок и непочтителен в ответах на их вопросы. После его появления в доме могут пропасть вещи или деньги.
Если подросток начал употреблять наркотики, его настроение меняется по непонятным причинам. Очень часто оно не соответствует ситуации: могут проявляться добродушие и вялость в момент скандала или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
Наконец, вы можете заметить следы от инъекций (уколов) по ходу вен на руках.
Может быть, вам случайно доведется заметить у ребенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками, марки, которые не похожи на почтовые. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это нужно для уроков химии (или биологии) в школе, что принадлежит другу, — ведите ребенка к наркологу, чтобы не упустить время.
Последствия употребления наркотиков губительны!
Медицинские последствия:
- тяжёлые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;
- развитие психической и физической зависимостей, таких же, как и при употреблении других видов наркотических веществ: героина, амфетаминов, марихуаны и др;
- поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей; нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);
- психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении);
- снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);
- риск развития сахарного диабета, рака легких и т. д.;
- поражение сердечно-сосудистой системы;
- отравление от передозировки, смерть.
Социально-психологические последствия употребления курительных смесей:
- разрушение социальных связей: потеря семьи, друзей
- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность вождения транспорта, получения разрешения на приобретение оружия;
- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;
- разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.
Проблемой борьбы с распространением курительных смесей озабочен весь цивилизованный мир.
В настоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами курительных смесей, запрещены в России и многих странах Европейского союза. В 2009 году, после обнаружения синтетических каннабиноидов в курительных смесях, власти Европейского союза начали принимать меры по запрету этих соединений. Синтетические каннабиноиды запрещены в Австрии, Германии, Литве, Люксембурге, Польше, Великобритании, Франции, Швеции, Эстонии с 2009 года.
C 7 апреля 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь синтетические каннабиноиды внесены в «Список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях».
(Слайды 17-19)
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.
За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1,2 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.
ч. 1 ст. 328. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
ч. 2 ст. 328. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
ч. 3. ст. 328. Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
(Слайд 20)
Я уверена, что только работая вместе мы сможем оградить детей от губительного знакомства с наркотиками. Я предлагаю вам дома самостоятельно провести со своими детьми тест, который позволит выявить склонность ребенка к употреблению наркотических средств. А также каждому из вас я хочу вручить буклет, который мы выполнили вместе с нашими детьми. Ознакомьтесь с его информационным содержанием. Если у вас возникли вопросы, давайте их обсудим.
Тест для учащихся (Распечатан на отдельных листах)
1. Превысил бы ты скорость при езде на автомобиле, если бы человеку была нужна твоя помощь?
2. Согласился бы ты на опасный эксперимент ради хорошего заработка?
3. Встал бы ты на путь наркомана?
4. Смог бы ты ехать на подножке товарного поезда, который мчится на большой скорости?
5. Можешь ли ты не спать всю ночь и общаться с друзьями?
6. Стал бы ты переходить первым бурную реку?
7. Дал бы ты взаймы деньги другу, зная, что придется взять деньги у родителей тайком?
8. Вошел бы ты в клетку к тигру?
9. Можешь ли ты залезть на крушу высокого дома, чтобы полюбоваться видом?
10. Мог бы ты без тренировки управлять лодкой?
11. Рискнул бы ты остановить, схватить за уздечку скачущую лошадь?
12. Смог бы ты пройти по бревну через бурную реку?
13. Смог бы ты совершить прыжок с парашютом?
14. Смог бы ты проехать без билета большое расстояние?
15. Сел бы ты за машину с водителем, который пьян?
16. Смог бы ты прыгнуть с горы в реку?
17. Согласился бы ты делать опасную и сложную операцию?
18. Смог бы ты прокатиться на подножке трамвая?
19. Смог бы ты подняться на лифте с большим количеством людей?
20. Смог бы ты за большие деньги совершить безрассудный поступок?
21. Мог бы ты выполнять работу с риском для жизни?
22. Смог бы ты на спор прыгнуть в ледяную воду?
23. Смог бы ты что- либо делать по указанию авторитетного человека, зная, что это опасно для жизни?
24. Смог бы ты выполнить какую – либо работу по инструкции?
25. Мог бы ты поехать в опасное путешествие с риском для жизни?
Шкала ответов:
Нет - 2 б.
Скорее нет, чем да - 1 б.
Трудно сказать - 0 б.
Скорее да, чем нет - 1 б.
Да - 2б.
Общая оценка подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам теста. Чем сумма баллов выше, тем склонность к риску у ребенка выше.