Конспект урока литературы по теме Жизнь маленького человека в большом мире. (по повести Н.В. Гоголя Шинель


Урок литературы в 8 классе.
Технология « Творческая мастерская»
Тема: « Жизнь маленького человека в большом мире»
Цель. Узнать, какой была жизнь маленького человека в большом мире, выяснить его чувства и переживания, отношение к нему общества.
Задачи. Выяснение, кого называют маленьким человеком.
Формулирование законов чести и совести.
Написание эссе по теме: « Жизнь маленького человека в большом мире».
Развитие грамотной речи, умения отвечать на проблемные вопросы.
Воспитание сострадания.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, новая и старая шинель, перо и чернильница -2, кители, камни.
1.Беседа перед мастерской.
- Я часто слышу высказывания о том, что все мы люди, но не каждый из нас человек.
- Как вы его понимаете?
Притча о Человеке.
В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
-Ты что ищешь?- спросили они.
-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь, Демосфен?
-Я ищу человека...
-Кого: его, меня..?- Я ищу Че-ло-ве-ка!
Димосфен – это оратор Древнего Рима.
-Как вы понимаете эту притчу?
-Представьте свои высказывания о человеке.
-Считаете ли вы себя настоящим человеком?
-Почему?
2.Рефлексия
-Как и все настоящие люди, вы грустите и переживаете. А как вы чувствуете себя сегодня? Как настроены на работу? Выстроите прогноз. Предлагаю детям выбрать камень, соответствующий их настроению. И построить прогноз дальнейшей работы.
Включаю фильм под песню Полины Гагариной « Обернитесь» (в фильме представлены фото «маленьких людей» из произведений разных авторов).
- Какая тема объединяет все эти зарисовки?
- Пушкин, Карамзин, Достоевский, Гоголь глубоко работали над этой темой. Какой?
- Кого же они имели в виду?
-Сформулируйте определение понятию « маленький человек»
-«Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. - Кого можно назвать маленьким человеком в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
- Почему? (он униженный, оскорблённый)
-В каком мире он живёт?
- Как вы понимаете смысл слова « Жизнь»?
- Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? ( Жизнь маленького человека в огромном мире)
-Сформулируйте цель урока.
- Выяснить, как живётся маленькому человеку в большом мире.
-Проанализировать личность Башмачкина -Выяснить его чувства и переживания.
Задачи: анализ текста, развитие речи, воспитание сострадания и милосердия.
3.Ход мастерской.
Чтобы глубже осознать, что хотел сказать нам Н.В. Гоголь, переместимся в 19 век, а именно в 1839 год. Попытаемся перевоплотиться в главного героя Башмачкина А.А. ( дети надевают пиджаки, берут в руки цилиндр.)
Сегодня я вас приглашаю на передачу « Откровенный разговор с литературным героем».
- По ходу разговора законодатель, в лице которого вы побываете все, сформулирует кодекс законов «Чести и совести», где будет говориться о том, как нужно относиться к людям (коллективный труд)
Также вы все по очереди создадите общее произведение – эссе, призывающее к доброму отношению к маленьким людям (коллективная работа)
Здравствуйте, уважаемые зрители. Меня зовут Юлия Кузнецова. Сегодня у нас в гостях главный герой повести Гоголя « Шинель» Башмачкин А.А.
-Акакий Акакиевич, вы сделали за свою жизнь кому-нибудь зло?
- А как к вам относятся люди?
- Может виною тому ваше имя? Что оно означает?
-Как вы считаете, жизнь человека зависит от имени?
-Но ведь Н.В. Гоголь определил вам такое имя, рассчитывая на комическое и издевательское восприятие его нами. Почему?
-Он желал вам зла?
-Можно ли из-за имени обижать человека?
Внешность.
Расскажите о своей внешности.
-Виноваты ли вы, что у вас такая внешность?
-Значит ли это, что над вами нужно издеваться и подсмеиваться?
Имеете ли вы право на счастье? В чьих глазах вы выглядите посмешищем?
Докажите (они постоянно издеваются, рассказывают обо мне придуманные истории, сыплют на голову бумажки, называя это снегом) ( инсценируем этот эпизод)
- Приятно?
- Может ли должность быть поводом для насмешек?
- Как? (с любовью, что я и делал)
- Почему вы не росли, ведь вам предлагали более творческую работу?
- Почему вы не думали о своей одежде, ведь она была ветхой и невзрачной? Почему не ощущали вкус еды, в которую порой попадали мухи? Почему не развлекались, как остальные?
- Какое было у вас жалование?
- Хватало?
- Как вы думаете, что хотел сказать нам Н.В. Гоголь, описывая жизнь Акакия Акакиевича?
- Правильна ли позиция общества?
- Как можно назвать такое общество?
-Гоголь смеётся над ним?
- У вас была мечта?
Приглашаю для беседы следующего Акакия Акакиевича. А предыдущий ученик занимает место законодателя, а законодатель – место написания ЭССЕ.
- Шинель тоже была предметом насмешек чиновников?
- Можно ли смеяться над человеком, если он беден и не может позволить себе новый наряд?
-Что произошло с вами, когда у вас появилась мечта?
- Какая мечта появилась? Почему?
-Что произошло с вашим душевным состоянием?
- Чем вы пожертвовали ради того, чтобы приобрести новую шинель?
- Где взяли деньги, ведь у вас маленькое жалование?
- Но вот настал день, когда принесли шинель, что вы почувствовали, идя в ней по городу. Как вы провели вечер? Писали?
ФИЗМИНУТКА
Изобразите А.А. в тот момент, когда он примеряет новую шинель и идёт в ней по городу. Опишите, что он чувствует.
-Как вам кажется, отношение чиновников к вам изменилось? Как они себя повели?
- Новая шинель стала для вас новой ступенькой в жизни, вы почувствовали себя уже вовсе не маленьким человеком.
- Считаете ли вы, что счастье создано не для вас? Почему?
- Как вам кажется, отношение чиновников изменилось? Докажите строчками из текста.
- Долго ли длилось счастье? Почему?
-Гоголь сочувствует своему герою. А вы?
Вы прокинули этот мир из-за болезни или от потерянной надежды?
- Что вы пожелаете значительным лицам, которые жестоко поступают с маленькими людьми?
- Спасибо! До скорой встречи!
А я приглашаю в студию Акакия Акакиевича № 3
-Акакий Акакиевич, какой фантастический смысл заложен в повести?
-Можно ли назвать её нравоучительной? Почему?
-Когда вы сдирали шинели, с чем вы боролись?
- Когда вы успокоились?
-Что вы пожелаете обществу?
-Представьте, что вы живёте в 21 веке, есть ли там А.А? Много их? Почему?
- «Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
- Как вы понимаете это высказывание?
-А теперь озвучим « Кодекс законов чести и совести». Сделаем вывод.
-Озвучим эссе. Сделаем вывод.
-Вернёмся к теме урока. Достигли ли мы цель урока?
Вывод. Нельзя издеваться над другим человеком, если ты настоящий ЧЕЛОВЕК! Будьте настоящими людьми.
-Как вы думаете, образ А.А. собирательный? Или он был один такой?
-Какую сатирическую нагрузку несёт произведение?
4.Рефлексия.
Впечатления от занятия. О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал в мастерской? Рефлексия эмоционального состояния. Возвращение к камням, которые выбрали в начале урока. Рефлексия деятельности. Сегодня я работал….
Рефлексия содержания. Урок заставил меня задуматься о…
Домашнее задание. Придумать другое окончание повести, более оптимистическое.
Отметки. Оцените свою работу, объясните.
А на прощание – пожелание от А.А. Башмачкина ( включаю фильм)
Прошу вас, люди! Не обижайте меня. Ведь я такой же, как вы. Я тоже имею право на счастье. Ведь я умер только из-за того, что совершенно одинокий и беззащитный. Как мне уютно было в новой шинели. Люди, помните, человек – не материальная скотина, а высокий гражданин небесного гражданства. Люди, вспомните о том, что у вас есть душа и сердце. Вспомните!