Конспект тематического занятия в подготовительной группе «Москва-главный город нашей Родины»
Конспект тематического занятия в подготовительной группе
«Москва-главный город нашей Родины»
Провела воспитатель:
Зинченко Евгения Сергеевна
Цель:
-Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой и
её достопримечательностями.
-Создать у детей целостный образ Москвы – столицы нашей Родины;
-Закрепить знания детей о государственных символах России;
-Воспитывать чувство любви к своей родине;
- Воспитывать патриотические, гражданские чувства о Москве.
Задачи:
- Обобщить и расширить знание о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям;
-воспитывать у детей интерес к истории нашего государства, чувство любви к родной земле, ответственность и гордость за свою страну;
-формировать у детей представление об истории возникновения Москвы;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;
-расширять представления детей о Москве.
Предварительная работа:
- Ознакомления с картой России;
- Беседа о Москве.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.
- Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.
Материалы и оборудование:
-Иллюстрации с видами Москвы.
-Портрет президента России, флаг России.
-Пословицы и поговорки для детей.
-Выставка книг и открыток по теме «Москва».
-Слайд-шоу (достопримечательности Москвы).
Ход занятия
Вос-ль:
Завтра в городских парках и на площадях будут проходить народные гулянья, концерты. А вечером над городом расцветет праздничный салют. Вы, ребята, знаете, какой праздник будет праздновать наш город? ( ответы детей)
Правильно! Завтра у нашего города день рожденья.
Красная площадь
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.
На свете немало других площадей,
3653790213360Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и главном ее городе. А как называется наш город? (ответы детей).
Москва —главный город нашей страны, сердце России с богатым историческим прошлым, со своими уникальными, многовековыми традициями, и красотами. Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России - россияне! А, как называются жители Москвы? (москвичи).
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина ? (Ответы детей).
Наша Родина - это где мы с вами родились, живём. Россия - самая большая страна в мире!
В каждой стране есть свой герб, гимн и флаг. Посмотрите на флаг России.
Он состоит из трёх горизонтальных полос .Назовите пожалуйста цвета этих полос.(ответы детей).
А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. А золотой он потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.
Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы.
Красная площадь – центральная площадь столицы, а Кремль, с которого и началась земля московская — главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.
Москва – город древний и красивый. О нем сложено много песен, стихов, пословиц и поговорок.
А какие поговорки о Москве вы знаете?
«Москва – сердце России».
«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
4415790-146050«Москва людна и хлебна».
«В Москве калачи, как огонь горячи».
В терему высоко, а до Москвы далеко».
Москва – мать городов русских.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Москва от глаз далека, да сердцу близка.
Москва не сразу строилась
Все эти поговорки учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать её от врагов. Велика наша страна - Россия! Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на юг. (показ на карте).
Дидактическая игра «Мой город»
Игровая задача. Закрепить знания о достопримечательностях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.
Восп-ль. Ребята, имя нашей столице дала наша река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности».
Другие ученые считают, что Москва – это «река-кормилица». В глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала пищу, предоставляла возможность передвижения и общения с другими народами. С тех пор на Москве-реке появились зачатки торгового промысла.
Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ иллюстрации). По приказу князя Юрия Долгорукого Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего леса) был огражден крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (300 шагов из конца в конец). Воспитатель показывает детям репродукцию с картины A.M. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века».
Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? Деревянная крепость не раз страдала от врагов и постепенно была заменена на каменную. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной. Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением современного Московского Кремля.
Работа над стихотворением Ф. Глинки «Москва»Воспитатель читает стихотворение в сокращении:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
33489901832610Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Кто, силач, возьмет в охапку,
Холм Кремля-богатыря!
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет,
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
Объясняет непонятные детям слова. Ответы на вопросы:
Как называет поэт Москву?
(«Город чудный, город древний, город храмов и палат...»)
Показ иллюстраций соборов Кремля.
С кем сравнивает поэт Кремль? Почему?
Каким достопримечательностям Кремля невозможно не удивляться?
(Царь-колокол, Царь-пушка).
3 Слушание песен о Москве.
Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций и презентации на тему: «Достопримечательности нашего города».
Московский Кремль
Вос-ль: Московский Кремль – это самая древняя, красивая и важная часть столицы нашей Родины. Раньше Кремль был крепостью для защиты от врагов, а теперь он - украшение города Москвы. Московский Кремль - самый крупный музей города (446 музеев в Москве)
Вос-ль: А это Государственный Кремлевский дворец, здесь работает президент В. В. Путин.
Вос-ль: Стены Кремля украшают 20 красивых башен, каждая имеет свое название. Одну из них вы знаете. Она самая главная. Какая это башня?
(ответы детей)
Спасская башня
Вос-ль: Верно! На Спасской башне возвышаются знаменитые часы-куранты. Они не только самые главные, но и самые старые часы Москвы.
4 циферблата выходят на 4 стороны башни, а заводятся эти часы при помощи 3 электромоторов. По этим часам сверяет время вся наша страна – Россия. Два раза (в 12 ч. дня и ночи) куранты отбивают гимн нашей страны, послушать бой курантов собирается много людей.
35769552645410Красная площадь
Вос-ль: узнаете?
Что за место есть в Москве,
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Это площадь Красная!
Вос-ль: Конечно же, это Красная площадь.
Знаете, почему она так называется? (красивая)
Красная площадь – главная площадь страны, по которой проходят военные парады в праздники, на Красной площади принимал поздравления Ю. А. Гагарин после того, как совершил первый космический полет.
А еще Красную площадь украшает одна из самых известных достопримечательностей России. Это Собор Василия Блаженного.
физизминутка. Дети маршируют со словами:
Мы учили песенку, а в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)
Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)
Собор Василия Блаженного
Вос-ль: Собор Василия Блаженного или Покровский собор – для многих жителей планеты является символом Москвы. Венчают собор 9 куполов, формой напоминающих луковки. Каждая луковка неповторима. Недаром говорят: - Кто в Москве не бывал – красоты не видал!
Кукольный театр имени С. В. Образцова.
Вос-ль: В Москве очень много детских театров, вот один из них – Кукольный театр имени С. В. Образцова.
Вос-ль: Металлические часы украшают фасад (стену) театр. Каждый час поочередно открываются дверцы в домиках-ящичках и 12 сказочных персонажей под музыку «Во саду ли, в огороде» приветствуют всех, собравшихся перед театром. Одновременно всех животных можно увидеть только в полдень и в полночь.
Третьяковская галерея
Вос-ль: Славится Москва и своими музеями. (Кто запомнил, сколько их? -446) Одним из таких музеев является Третьяковская галерея.
В галерее много залов, их украшают картины известных художников. Чтобы все картины увидеть, не хватит и дня. У нас есть набор открыток, где вы сможете увидеть некоторые картины Третьяковской галереи.
Останкинская башня
Вос-ль: Одним из символов Москвы и России является Останкинская башня, высота ее 540 метров. Это телевизионная и радиовещательная башня, благодаря которой мы можем слушать передачи по радио, смотреть телевизор, а еще это и работа метеорологического центра, который нам сообщает о прогнозах погоды.
Вос-ль: Помните поговорку?
Говорят в Москве, а слушают …по всей стране (заканчивают дети).
Я думаю, теперь мы сможем ответить на вопрос. Какие удивительные места столицы вы запомнили? (ответы детей).
(ответы детей)
Что вас сегодня удивило?
(ответы детей)
Какие чувства вы испытывали сегодня на занятии?
(ответы детей)
О чем бы вы хотели рассказать родителям?(ответы детей)
Вос-ль: Вы сегодня многое узнали о Москве – столице нашей Родины. Подведение итога:
- Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?
- что нового и интересного вы узнали?
- что вам больше всего понравилось?
- почему?
-На этом наше знакомство с Москвой не закончено. Я предлагаю вам раскраски с изображением достопримечательностей нашей столицы. Вы можете выбрать понравившуюся вам и раскрасить.