Внеклассное мероприятие Конституция России – основной закон нашей страны.
Внеклассное мероприятие
Конституция России – основной закон нашей страны.
Татарова Нина Владимировна, учитель русского языка
Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка
Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
(Адам Мицкевич)
Цель: знакомство с Конституцией Российской Федерации как основным законом страны.
Задачи:
- познакомить с Конституцией РФ, основными правами и обязанностями человека;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства;
- воспитывать любовь к родине, чувство долга, гордость за свою страну;
- развить познавательную активность обучающихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Средства обучения: мяч в форме земного шара, символы государства, фонограмма гимна (текст гимна), Конституция РФ; маски, шапочки, карточки для работы в группах.
Оборудование: • Текст Конституции Российской Федерации.• Компьютер.• Слайды, составленные в программе Power-Point: изображение флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.• Выставка детских рисунков “Моя любимая Родина” – для оформления класса.
По окончанию занятия обучающиеся должны:
ЗНАТЬ название страны, столицы;
понятия «право», «обязанность», «Конституция»;
символы государства;
свои права и обязанности.
УМЕТЬ изобразить флаг России;
петь Гимн России;
правильно вести себя при исполнении Гимна.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Орг. момент. (слайд 2)
Учитель читает стихотворение. Одновременно демонстрируется слайд с картинами природы.
Если скажут слово «Родина», В лужах первые кораблики,
Сразу в памяти встаёт Над скакалкой топот ног
Старый сад, в саду – смородина, И большой соседней фабрики
Толстый тополь у ворот. Громкий, радостный гудок.
У реки берёзка-скромница ... Или степь, от маков красная,
И ромашковый бугор, Золотая целина...
А другим, наверно, вспомнится Родина бывает разная,
Свой родной московский двор, Но у всех она одна!
(Зоя Александрова «Родина»).
II. Актуализация знаний.
- Как бы вы назвали эти стихи?
- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке; вспорхнувшая с ветки птица; берёза, распустившая свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Это всё – Родина!
Талантливые люди: поэты, художники, музыканты - сложили, написали, сочинили немало стихов, музыки и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Соберите слово из букв на доске: С О Я Р И С (РОССИЯ)
- Как называется наша страна? (Россия)
- Россия – это её краткое имя. А как же звучит полное имя?- Российская Федерация.
А что значит слово «федерация»? - Федерация – это договор, союз.
- Союз кого? - многих народов, которых называют россияне.
- Россияне – это более 180 национальностей и народностей. Какие? (татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие).- Как столько народов может уживаться вместе, дружно жить?
- они умеют договариваться, устанавливать общие правила поведения, законы.
- Совершенно верно. Такие правила, законы существуют, и они записаны в особой книге.
III. Погружение в проблему.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведём необычное, но очень важное для каждого из нас занятие.
Тему вы сможете определить, если прочитаете зашифрованное послание.
3 ГРУППЫ ДЕТЕЙ РАСШИФРОВЫВАЮТ СЛОВА НА КАРТОЧКАХ, пользуясь алфавитом:
12 16 15 19 20 10 20 21 24 10 33
к о н с т и т у ц и я
16 19 15 16 3 15 16 11
о с н о в н о й
9 1 12 16 15
з а к о н
А Б В Г Д Е Ё Ж ЗИ Й К Л М Н О П1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
РС Т У Ф Х ЦЧ ШЩЪ ЫЬ Э ЮЯ 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Собрать словосочетание из выставленных учителем на доске слов:
Конституция – основной закон. (слайд 3)
- Конституция – это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
IV. Сообщение темы занятия. Формулировка цели.
- В этом году нашей Конституции исполняется 20 лет. Праздник, посвящённый Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нашей жизни в нашей стране!
- Пользуясь таблицей Шульте, определите дату государственного праздника. (слайд 4)
Какого числа нет в таблице? (12)
24 7 1 15 16
13 22 19 17 20
8 18 10 23
11 3 2 5 14
21 6 4 9 25
- Действующая Конституция России была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (слайд 5)- Каждое государство имеет свои особые символы. Какие символы нашего государства вы знаете? Найдите их на стенах класса, прикрепите к доске, назовите их. Подберите описание к каждому символу.
(слайды 5, 6) (герб, гимн, флаг)
Флаг.
Герб.
Гимн.
Трёхполосное полотнище.
Двуглавый орёл Торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину.- Исполним гимн РФ, как подобает гражданам России. (включается музыка) (Исполнение гимна РФ (слова С. Михалкова) (слайд 7)
V. Работа по теме занятия.1. Знакомство с книгой Конституции.
- Сегодня мы поговорим о нашей стране, о главных символах её, о наших правах и обязанностях, которые прописаны в основном законе нашей страны – Конституции.
- Откройте лежащую у вас на столе книгу Конституции. С чего она начинается? (преамбула) (слайд 8)
- Откройте последнюю страницу Конституции. Сколько разделов содержит Конституция? (2)
- Сколько глав содержит Текст Конституции РФ? (СЛАЙД 9)
Глава 1. Основы Конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент РФ.
Глава 5. Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
2. Чтение стихов заранее подготовленными детьми.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны - ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
- Как понимать последние слова?
- Права и свободы человека заложены в главе 2.
3. Рассказ учителя.
Учитель в сказочной манере рассказывает историю:
«Давным-давно появились на Земле люди. Они ещё ничего не знали, не умели. Но приходилось как-то жить рядом с другими, учиться с ними не ссориться, находить общий язык, договариваться об общении, пользовании общими лесами, реками, землёй, дорогами. И тогда они решили создать правила, которые соблюдали бы все, по которым можно было бы жить мирно, дружно. Так появились права и обязанности, законы».
4. Беседа.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?
- Законы нужны, чтобы в стране был порядок. Человек живёт в обществе, среди людей и должен думать о рядом живущих людях. Нельзя ущемлять права другого человека.
5. Театр «Экспромт»
- Сейчас мы организуем театр «Экспромт», т. е. быстрый театр без особой предварительной подготовки.
Учитель заранее до занятия даёт задание детям подготовить инсценировку фрагмента сказки. «Артисты» заходят в масках, шапочках и показывают сценки из известных сказок: «Три поросёнка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Золотой ключик». Дети должны отгадать, какое право нарушено или соблюдено в сказке.
- А сейчас посмотрите на слайды. Вспомните, из каких произведений взяты эти ситуации и определите, какие права нарушены? (слайд 10)
6. Физминутка - Большую часть времени вы проводите в школе. Какое право вы реализуете, обучаясь в школе? (право на образование). Чтобы здесь был порядок, необходимо соблюдать определённые правила. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; и приседайте, если не нужны – пусть пролетают мимо.
Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?
7. Частично-поисковая работа.
- Статья 43 нашей Конституции имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ». (чтение статьи стр. …)
- Какие права есть у вас в школе? Прочитайте. (слайд 11)
Право на учёбу.
Право на отдых между уроками.
Право на каникулы.
Право на занятия в кружках и секциях.
- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие же обязанности есть у школьника? Прочитайте.
1. Хорошо учиться.
2. Уважать друг друга.
3. Культурно вести себя.
4. Ходить опрятным.
5. Выполнять устав школы.
Устав – это правила, по которым живёт школа. Вы их должны знать и обязательно соблюдать.
8. Работа учащихся в группах. Коррекционная работа.
Соберите фразы из разрезанных частей:
12782551104900668655110490ПРАВО это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
ОБЯЗАННОСТЬ это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.
- Прочитайте правильные ответы. (слайд 12 для проверки)
9. Анализ ситуации (после инсценирования её перед слушателями):
- Кто прав?
* Надя: Максим, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Максим: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
* Учитель: Петров, почему на уроке ты бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
* Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
* Отец: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
9. Составление таблицы.
- Давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”.
- Заполнить таблицу на доске, найдя карточки на стенах класса и разбив их на категории:
Права и свободы граждан Обязанности граждан
на жизнь защищать Родину
на личную неприкосновенность соблюдать законы
на защиту своей чести и доброго имени сохранять природу и окружающую среду
на свободное передвижение платить налоги
на жилище и его неприкосновенность забота о детях, их воспитание
на труд на отдых на образование на охрану здоровья и медицинскую помощь на получение юридической помощи на получение социальной помощи свобода мысли и слова свобода совести, вероисповеданий свобода информации свобода творчества. - Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, и как немного обязанностей. Но их соблюдение и делает человека гражданином, настоящим человеком с большой буквы.
VI. Практическая работа.
Выполнение модели: «Флаг РФ» (настольный, на подставке)
Материалы: синяя, красная и белая бумага, клей, ножницы, стержень ручки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. Алгоритм изготовления:
1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см;
2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем;
3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами стержень;
4. Подставка для флага: пробку от пластиковой бутылки наполнить пластилином, вставить флаг в подставку.
VII. Закрепление. Игра «Да! Нет!»
- Давайте поиграем. Я задаю вопрос. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Название нашей страны – Российская Федерация?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека, отнять его?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
- Можно ли заставить человека платить за школьное образование?
- Нет!
IX. Рефлексия.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это вторая мать.
Её не выбирают и не губят,
А просто берегут и крепко любят.
- Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к её жизни, истории, делайте добрые дела для неё и её граждан. Одним словом, будьте настоящими гражданами, любите свою Родину! И тогда она будет богатой, успешной, безопасной для проживания.
ИГРА с мячом: Дети встают в круг, передают мяч из рук в руки, называя при этом известные (запомнившиеся из материала занятия) права и обязанности.
Викторина:
1. Гражданином какой страны вы являетесь?
2. Какими словами можно заменить слово «Россия»?
3. Назовите символы России.
4. Назовите цвета флага России.
5. Что должны делать люди, когда звучит гимн России?
6. Как называется основной закон нашей страны?
7. Какие права имеет гражданин РФ?
8. Когда отмечается день Конституции?
9. Как называют людей, живущих в России?
10. Как называется столица нашей страны?
Заканчивается занятие пением песни «Солнечный круг» (слайд 13)