Конспект урока литературы «Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)


Конспект урока литературы в 8 классе
«Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Бузыкановской СОШ
Марыхина Татьяна Владимировна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», урок №1 из 7 по данной теме.
Базовый учебник: В.Я Коровина
Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
Задачи:
Обучающие: познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;
Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
Воспитательные: развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения; побуждать к активной положительной деятельности;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательная технология: исследовательские методы в обучении
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, портрет А.С.Пушкина.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика, формы работы Время
I Организационный момент - Здравствуйте, садитесь.
- Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».
- Как вы считаете, что она означает?
- Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления своих одноклассников должны оценить их работу. Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная
3 минуты
Целеполагание
Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина и приступаем к изучению повести «Капитанская дочка». Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе. Слушают учителя, записывают в рабочие тетради тему урока 3 минуты
II Актуализация знаний - Сейчас повторим материал прошлого урока.
Индивидуальная работа 2 учеников: (письменный ответ на вопрос).
Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
- Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке?
- Кто стоял у власти в этот период?
- Что можете рассказать о ее царствовании? (сообщение ученика)
Записываем в тетради тезисы выступления.
-Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина?
- Слово предоставляется ученице, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 - 1775г. (сообщение ученика)
- Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да.
Обратимся к документам.
- Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом к старой казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее и в процессе беседы попросил спеть песню про Пугачева. Давайте сейчас прослушаем одну из песен.
Песня: в исполнении ансамбля «Казачий круг»
- Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь обратимся к историческим документам и найдем слова очевидцев из дворянского лагеря.
(Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце). Кто дал данную характеристику Пугачеву?
(Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский) Ученики отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ, слушают учителя, выполняют индивидуальные задания, которые они подготовили, исследуя материалы учебной и дополнительной литературы
Индивидуальная, групповая
Учащиеся исследуют материал и делают заметки в тетради 8 минут
III. Изучение нового материала.
- Ребята, скажите, вам что-нибудь известно о работе Пушкина над созданием «Капитанской дочки»?
Проверка опережающего задания. (сообщение ученика)
Проверка индивидуальных заданий.
- В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве.
Обратимся к историческим и биографическим документам и найдем материал о том, как работал ПУШКИН над созданием «Капитанской дочки».
(«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения)(фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону)
Исследуют карту – схему в учебнике литературы и указывают города, районы, охваченные восстанием.
-Ребята, обратите внимание на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина?
- В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути Отвечают на вопросы учителя, воспринимают на слух информацию, слушают ответы одноклассников, которые работали по карточкам, исследуя материал учебника.
Индивидуальная, фронтальная
Исследуют карту – схему и делают вывод, который записывают в тетрадь 5 минут
Физкультминутка Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров! Выполняют элементарные упражнения 2 минуты
Жанровое своеобразие. - Ребята, обратите внимание на запись на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары).
- Какое общее понятие объединяет их? Отвечают на вопросы учителя
Фронтальная 1 минута
Работа с толковым словарем. Вывод.
- Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов.
- До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? Роман? Хроника или мемуары?
Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. (ответы учащихся)
Сделайте вывод и запишите его в тетради.
(«Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта)Работа со словарем литературных терминов, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.
Индивидуальная, групповая
5 минут
IV. История создания «Капитанской дочки».
Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении - это принцип историзма.
- Что такое историзм? (Ответы учащихся)
-Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. Отвечают на вопросы учителя
Фронтальная групповая 2 минуты
Прототипы героев повести. Работа со словариком в тетради. - Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»?
(Прототип - лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении). Запишите.
Осваивают литературные термины, записывают в тетради
Групповая 2 минуты
Слово учителя. - Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите (сообщение учащихся)
(Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».
- По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.
Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.
- В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды)Слово учителя: Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»
- И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения. Воспринимают на слух информацию, которую учащиеся подготовили дома
5 минут
V. Обобщение Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал.
- Какова история написания «Капитанской дочки»?
- Что вы можете сказать о жанре этого произведения?
- Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП?
- По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем? Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Фронтальная, групповая 5 минут
VI. Итог урока
- Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром.
На следующих уроках мы рассмотрим жизненный путь главных героев, образ Пугачева. Слушают учителя 1 минута
VII. Д/з Перечитать I – IV главы повести, подготовить характеристику Петруши Гринева. Записывают домашнее задание 1 минута
VIII. Рефлексия У вас на партах лежат листы самооценки, заполните их и сдайте. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал. Оценивание работы учащихся на уроке 2 минуты