Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Творческая история романа. ( 9 класс)


Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Творческая история романа.
Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи: Образовательная:
познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа ;Воспитательная:  воспитание любви к русской литературе,;повышать интерес к литературе;
Развивающая: развивать  внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;
Тип урока:  Изучение нового материала
Вид урока:   Традиционный
Методы работы:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний.
Формы работы:  групповая, дифференцированная, самостоятельная.
Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к роману;
Инновационные технологии: личностно – ориентированного обучения;
объяснительно – иллюстративного обучения.
 
Ход урока
Организационный момент. Мотивация
Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! Настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится.
Постановка целей и задач урока.
Повторение ранее изученного материала.
Биография А.С.Пушкина: годы написания романа «Евгений Онегин».
а. Словарная работа.
Реализм, «онегинская строфа».
Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Онегинская строфа. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.
б. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин».
(Запись на доске)
3111503577590Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».
Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя.
Писарев: Онегин- «Митрофанушка Простаков новой формации».

- Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»?
- Полемика связана с образом Онегина.
- Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?

3. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Сообщение учащегося.)
rightbottom - Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.
Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.
Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.
В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.
В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8, L)
VI.    Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин».
1. Беседа по содержанию первых глав.
Глава 1.
- Как автор относится к Онегину?
- Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
- Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
- Прямое отношение автора к Онегину.
- На фоне чего предстаёт Онегин?
- Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни.
- Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
- Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.
И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)
Глава 2.
- Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?
- Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?
- Как сопоставление Онегина с поместным дворянством оттеняет образ автора?
- Почему сблизились Онегин и Ленский?
- Какой характер носила их дружба?
- Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?
- Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?
Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру.
- Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?
- В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?
- Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?
2. Работа с иллюстрациями к роману.
- Озаглавьте иллюстрации строками из романа.
V.  Итог урока.
- Каков жанр произведения?
- В романе герои помещены в привычное для них окружение – в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишена исключительности. У каждого из героев своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следовательно, Пушкин стремится к объективному реалистическому изображению. Поскольку в романе отразилась историческая эпоха, то это произведение является романом, но романом стихотворным.
 
VI. Домашнее задание.
1.Чтение и анализ глав романа.
2. Индивидуальные задания: 1. Обзор крылатых фраз романа.
2. Реализм романа.