Методический материал для родительского собрания по теме Работа с неблагополучными семьями


РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Педагоги учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо социалистическому обществу.
Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях — об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.
Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.
К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.
Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.
В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей показало, что 50°/о «трудных» детей — это дети из неполных семей.
Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у матерей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. У родителей-алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они посвящают застолью, играм в карты и т. п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.
В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка. В то же время родители считают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.
Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения го взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь.
Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.
Для целенаправленности работы и систематического анализа ее результатов все неблагополучные семьи берутся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родителей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребенка, а также проведенные и планируемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематический контроль осуществляется путем посещения семей воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского комитета, медицинские работники, представители роно, общественные организации, шефы. Результаты посещений регулярно обсуждаются совместно с родительским комитетом и другими заинтересованными лицами.
Эффективности работы способствует разделение неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей; конфликтность внутрисемейных отношений; безответственность, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия.
Наибольшую трудность представляет работа с первой группой семей. Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не может подменить деятельности правоохранительных органов, администрации предприятий и учреждений, где работают родители, а также партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, женсовета, но детский сад должен быть активным участником той комплексной работы, которую совместно проводят эти организации. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где пьют родители. В особо серьезных случаях работники детского сада первыми сигнализируют милиции, районному отделу народного образования о неблагополучии в семье. Совместно с правоохранительными органами и общественными организациями дошкольное учреждение ведет работу с семьей, оказывает ей помощь, осуществляет контроль за жизнью и воспитанием ребенка. Детский сад устанавливает связь с администрацией, партийной и профсоюзной организациями тех предприятий, где работают родители, а также с участковым милиционером, с опорным пунктом охраны общественного порядка. Приглашение родителей для беседы на заседание родительского комитета с участием представителей администрации и общественности дошкольного учреждения, предприятия, милиции, как показывает практика,— весьма эффективная мера воздействия. В случае необходимости возбуждается ходатайство о принудительном лечении родителей.
Для второй группы неблагополучных семей, как уже говорилось, характерны постоянные ссоры или скрытые конфликты, взаимная недоброжелательность, раздражение. Хотя мать и отец заботятся о ребенке, но вместе с тем они не понимают, что калечат его характер, травмируют психику. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной вражды на детях не сказывается. При посещении эти семьи кажутся вполне благополучными: родители приветливы с воспитателем, заметен материальный достаток в семье, у детей есть игрушки, книги, пособия для занятий. Но даже при внешне благоприятных условиях опытный педагог улавливает напряженность, недоброжелательность между супругами, их разногласия в подходе к воспитанию ребенка. Естественно, в таких условиях, ребенок приобретает отрицательный жизненный опыт, усваивает тон, манеру общения родителей, враждебное, недружелюбное, недоверчивое отношение к окружающим.
...Семья Марины, состоящая из четырех человек (трое взрослых и ребенок), занимает двухкомнатную квартиру: в одной комнате живет мать Марининого отца, во второй — Марина с родителями. На первый взгляд отношения между взрослыми нормальные, но как только педагог заводит речь о трудном характере Марины, начинаются взаимные обвинения в плохом воспитании девочки. Последующие беседы в детском саду отдельно с каждым членом семьи выявили, что в семье постоянные конфликты между родителями Марины, ее мамой и бабушкой. У взрослых разные требования к девочке. После очередной ссоры Маринина мать уходит с ней к своей матери, делая дочь орудием воздействия на мужа и свекровь. Стало понятно, почему в детском саду Марина ведет себя агрессивно, постоянно обижает детей, которые отвечают ей нежеланием общаться, играть с нею.
Обычно родители этой группы семей стараются скрыть конфликты, создать видимость благополучия, не выносить сор из избы. Понимая всю пагубность таких внутрисемейных отношений для нравственного развития детей, воспитатели дошкольных учреждений не могут оставить их без внимания. В работе с данной группой семей необходимо: показать родителям отрицательное влияние их взаимоотношений на поведение ребенка, повысить чувство ответственности за его нравственное воспитание, вызвать у родителей желание создать ребенку нормальную обстановку в семье. Наряду с консультациями, на которые приглашаются все родители и где идет разговор о культуре взаимоотношений супругов и их влиянии на детей, следует проводить и индивидуальные беседы. Для этого необходимо хорошее знание условий воспитания ребенка в семье, постоянное общение с родителями, установление доверительных отношений с ними. Беседы можно проводить во время прихода родителей в детский сад для оказания конкретной помощи — утепления окон, починки игрушек и т. п. В этом случае обстановка будет располагать к беседе о ребенке, его качествах, поведении в детском саду и дома, о том, что в семье положительно воздействует на него, а какие влияния нежелательны. Особое внимание обращается на взаимоотношения взрослых.
К третьей группе относятся семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей, отсутствует должный контроль за ними. Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись и образовалась неполная семья — мать и дети.
...Мать пятилетнего Игоря, когда ее оставил муж, занялась устройством своей личной жизни, перестала уделять внимание сыну. Мальчик свободное от посещения детского сада время проводил на улице, домой приходил поздно, но мать это не волновало. Обеспокоенные воспитатели приходили к ней домой, приглашали для бесед в детский сад, но она от встреч уклонялась или утверждала, что занимается воспитанием сына. К работе с этой матерью был подключен актив родителей группы, которую посещал Игорь. По настоянию родителей его мать пришла в детский сад в день открытых дверей. Она наблюдала за своим сыном во время занятий, дежурства, игр. После этого воспитатели анализировали вместе с ней знания и умения Игоря, сравнивали его с другими детьми. Мать вынуждена была признать, что трудовые навыки у Игоря низкого уровня, он плохо усваивает программу, игры его малосодержательны, сравнение его с другими детьми явно не в пользу Игоря. Забота воспитателей и актива родителей о судьбе мальчика, неоднократные посещения его дома, воздействие на материнские чувства постепенно оказывали влияние на отношение матери Игоря к воспитанию сына: у него появились игрушки, книжки, налаживался режим. Родители, живущие по соседству, отмечали, что в выходные дни мать с сыном ходила в кино, в парк. У нее появились вопросы к воспитателям, она начала посещать родительские собрания, консультации.
Таким образом, в работе с родителями этой группы решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызвать желание сотрудничать с детским садом.
Как видно из приведенных примеров, родители часто не сознают неблагополучия своей семьи, а также тех тяжелых последствий, к которым оно может привести. Если детскому саду не удается собственными силами изменить отношение родителей к воспитанию детей, на помощь приходит общественность тех организаций, где работают родители. Осуждение товарищей по работе, как правило, оказывает воздействие даже на самых нерадивых из них. Однако использовать такую меру необходимо лишь в крайнем случае. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье — первостепенная задача, решить которую можно объединенными усилиями детского сада и общественности. Прежде всего необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.
Как показывает опыт работы детских садов, наибольшего успеха удается достичь тем воспитателям, которые стремятся к доверительным контактам с родителями, пробуждают в них материнские и отцовские чувства. При работе с родителями педагог верит в возможность воздействия на них убеждением, культурой общения.
Важной задачей в работе с неблагополучными семьями является разъяснение правовых и медицинских вопросов, поэтому в детский сад приглашаются специалисты: юристы, инспекторы по делам несовершеннолетних, врач-нарколог, врач-психоневролог.