Классный час Конфликт. Выход из конфликтной ситуации
МБОУ гимназия №33
Открытый классный час на тему: Конфликт. Выход из конфликтной ситуации.
Учитель: Коткова Е.А.
Класс: 5 «Б».
Дата: 04.04.2016 г.
Цель:
Развивать умение понимать конфликт, причины конфликтов и способы их решения.
Задачи:
Образовательные:
учить все задействованные в конфликте стороны избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;
ознакомить учащихся с понятиями конфликт, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Развивающие:
воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
формировать социально одобряемые формы поведения;
на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
Оборудование: доска, проектор, раздаточный материал, видеоматериал, компьютер.
Ход классного часа
Организационный момент.
1. Приветствие. Добрый день,
2. Определение темы, цели и задач классного часа.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часу?
Да, верно. Тема нашего классного часа – Конфликт. Выход из конфликтной ситуации.
Давайте определим цель нашего классного часа, и поставим задачи. (на доске учитель записывает цель и задачи классного часа, которые ребята формулируют совместно с учителем)
Основной этап.
Определение понятия конфликт, истории этого термина.
Учитель. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях.
Ребята, а что такое конфликт?
(Ответы ребят)
Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды)
Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
(Ребята отвечают)
-Все люди разные, нужно быть друг к другу терпимыми (толерантными), иначе возникнут конфликты.
Учитель: КОНФЛИ
·КТ (с латинского языка) Столкновение, серьёзное разногласие, спор. (словарь Сергея Ивановича Ожегова)
Конфликт ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Корни конфликтологии (науки, которая изучает конфликты) уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций – знаменитый мудрец Древнего Китая – еще в VI в.до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым.
Обсуждение некоторых вопросов, терминов, связанных с понятием КОНФЛИКТ.
Учитель: Ребята, а теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Учитель. В чём сходство и различие понятий спор и конфликт?
Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток правдивой информации, поведение людей, неумение общаться)
Можно ли разрешить конфликт спокойно?
(как видите, путей выхода из конфликтной ситуации множество.)
Фронтальная работа, обсуждение стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Посмотрите на доску. Здесь представлены всевозможные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
(Юмор, Уступка, Компромисс, Сотрудничество, Угрозы, Грубость, унижение, разрыв отношений, Приспособление, Избегание, Соперничество)
Попробуем объяснить, что значит каждая стратегия.
Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к положительному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
4. Работа в группах.
Общение- основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Поработайте в трёх группах и попробуйте решить, как бы вы поступили в следующих ситуациях? Каждая группа получает листочки с описанием определённых ситуаций, и возможные варианты выхода из этих ситуаций. И выберете одного человека, который будет презентовать вашу ситуацию.
А сейчас скажите, что у вас получилось? Какой стратегией разрешения конфликта вы пользовались?
В то время как одна группа отвечает, другие группы слушают. И дают свои обоснования выхода из определённых ситуаций.
(Работа в группах, презентация своей ситуации и выхода из ситуации)
5. Сказка «Два козлика»
Чтение и обсуждение
(1 вопрос)
6. Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утёнок». Просмотр и обсуждение.
7. Игра «Я отличаюсь от других
Вывод: какие-то качества мы в себе можем преодолеть, также и конфликт мы можем преодолеть в положительную сторону.
8. Знакомство с формулой успешного решения школьных конфликтов.
Формула успешного решения школьных конфликтов
Доброжелательность.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность.
Разговор по существу.
Поиск компромисса
Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
Соблюдение чужого персонального пространства
Правильный выбор роли
Умение слушать и слышать друг друга
Справедливость.
Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.
Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.
Согласны ли вы с этим? Что можете добавить? Убрать?
III. Итог урока
1. Рефлексия.
Достигнута ли цель?
Решены ли задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока?
Что было самым интересным на классном часу?
Что было трудным?
Какие стратегии поведения в конфликтных ситуациях наиболее допустимы, на ваш взгляд?
Что я могу предпринять, чтобы изменить своё поведение?
Что из сказанного вы сможете применить в жизни?
2. Учитель раздаёт памятки выхода из конфликтной ситуации.
Учитель. И классный час мне хотелось бы закончить восточной притчей:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил0:
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
Памятка«Как выйти из конфликтной ситуации»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
4. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
5. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
6. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
7. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
8. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента
9. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Исполнение песни ДРУЖБА КРЕПКАЯ
Заголовок 115