Статья «Конфликт и выход из него»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Статья «Конфликт и выход из него»
Автор:
Гаврилова Надежда Андреевна
преподаватель математики
Кемерово- 2014
« Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой – либо товар в этом мире»
Дж. Рокфеллер.
Категория «общение» является базовой для социально – психологической теории. Общение – это форма деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании . Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно. Общение – один из основных факторов, формирующих личность. Это универсальное явление общественной жизни, так как оно охватывает все ее стороны.
Важной стороной жизни являются различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных целей, интересов, ценностей, установок.
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины « конкуренция», « соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция – особый тип противоборства, цель которого – получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может и не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально – правовых в обществе или организации.
Соперничество – борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег или вышестоящего руководства.
Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, также как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис – состояние системы, при котором невозможно удовлетворение интересов двух или более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие – объективное, не всегда осознаваемое, внешнее проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, - внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний
оппонентов. Когда мы находимся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы мы выбираем определенный стиль поведения, учитывая при этом свой стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Разобраться во всем этом помогает классификация К.У.Томаса и Р.Х.Килменна, которые выделили пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
- приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).
- компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).
- сотрудничество (совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон).
- игнорирование (уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее).
- соперничество, конкуренция ( открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).
В своей работе необходимо использовать все стратегии поведения в конфликте, но учитывать их целесообразность в зависимости от ситуации. Все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта:
Либо перестроить реальность под ожидания оппонентов.
Либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.
В заключении хотелось бы обратиться к мудрости великих мыслителей, рассматривающих конфликт как некий критерий норм поведения человека.
« Лучший способ выяснить, что верно, а что неверно, это не поучать других, а беседовать, обсуждать , спорить.»
Дж. Неру.
« Недостаточно только иметь хороший разум, но главное – это хорошо применять его»
Р. Декарт