Разработка урока по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 КЛАСС

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Учитель: Ганчина Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ Радищевская СОШ №1 Ульяновской области.

Цели урока:
А) Образовательные:
-продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);
-совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;
-учить понимать эмоциональное состояние героя и эмоциональный настрой произведения;
Б) Развивающие:
-развивать умение самостоятельно работать с текстом;
-развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
-развивать эмоциональность, артистичность;
В) Воспитывающие:
-воспитывать нравственные качества личности;
-воспитывать интерес к чтению;
-создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Оборудование:
- мультимедиа
- экран
- презентация к уроку
- магнитофон
- колонки













Ход урока:

Организационный момент
Учитель:
- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.

II) Актуализация знаний.
Учитель:
-К какому жанру относится это произведение, вы узнаете, послушав стихотворение:

Бывает в прозе этот жанр,
а может быть в стихах.
В нём вымысел и волшебство
заключены в словах.
Здесь звери думают как люди
и даже говорят.
Народа мудрость вековая
таится в нём, как клад.
Их пишут авторы,
из уст в уста передаёт народ.
Одну из них сегодня вспомнить
настал черёд.
Учитель:
- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)
Предполагаемые ответы детей приводятся в скобках.
Учитель:
- Как вы догадались? (называют признаки сказки)
Учитель:
-Какая это сказка, народная или литературная? (литературная)
Учитель:
-Докажите. (есть автор)
Слайд 2
Учитель:
-Назовите автора этой сказки (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

III) Постановка проблемы
Учитель:
-Прочитайте название сказки. (читают запись на слайде 2: «Про огорбах ацйаз – Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост».)
Учитель:
-Какие слова было трудно читать? (огорбах ацйаз) Почему? (перевёрнуты, написаны зеркально)
Учитель:
- Прочитайте их справа налево? (храброго зайца)
Учитель:
-Теперь они написаны верно, но выделены красным цветом. Как вы думаете, почему? (мы привыкли, что заяц бывает не храбрым, а трусливым)
Учитель:
-Можете ли вы по заглавию догадаться, кто является главным героем сказки? (заяц)
Учитель:
-Вы заметили, что здесь присутствует противоречие. Сегодня мы попытаемся его разрешить:
Слайд 3
-Может ли заяц быть храбрым?
-Может ли трус стать храбрецом?
- Совместными усилиями создадим портрет главного героя.

IV) Постановка целей их принятие
Слайд 4
Речевая разминка
Учитель:
-Прочитайте пословицы. Слайд 5 В каждой из них пропущено одно слово. Вспомнив содержание сказки, вы сможете прочитать пословицу.
*от листа бежит, а лягушка от него.
* заяц от листа бежит, лягушка от него.
*болтает, а голова отвечает.
*Язык болтает, а голова отвечает.
* ноги кормят.
*Волка ноги кормят.
-Прочитайте пословицы выразительно.

V) Работа над темой урока. Анализ текста сказки.
Проверка первичного восприятия (проверка домашнего чтения).
Учитель:
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем понравилась?
Словарная работа.
Учитель:
- Прочитайте крылатые выражения, которые вы встретили в сказке. Объясните, как вы поняли их смысл.
Слайд 6
*душа в пятки *сердце замерло от испуга
*язык примёрз *не может говорить от страха
*задал стрекача *очень быстро побежал
Повторное чтение. Работа с учебником.
Слайд 7
Учитель:
- Прочитайте 1 абзац вполголоса.
Учитель:
- Если бы вы были художником, как бы вы нарисовали зайчика?
Слайд 8
-Что делал зайчик? Выберите из текста название его действий (боялся, дрожал, прятался, убегал)
Учитель:
-Были ли у зайчика серьёзные причины для страха?
- Как бы вы охарактеризовали зайчика? Какой он? (трусливый, жалкий, смешной)
Учитель:
- Вспомните пословицы из речевой разминки. Как вы думаете, какая пословица описывает характер и поведение нашего героя? (Заяц от листа бежит, а лягушка от него.)
Учитель:
- Прочитайте следующий отрывок. Подумайте и скажите, похож ли зайчик в этом эпизоде на первый портрет? (не похож, отличается поведением)
Слайд 9
- Докажите. Как теперь ведёт себя наш герой? (хвастается без причины)
- Почему изменилось его поведение? (надоело бояться)
-Какой он? (смешной)
Учитель:
- Прочитайте текст карточки №1. Сравните его с содержанием сказки. Чем отличаются эти тексты? (глаголами)
Учитель:
- Подчеркните глаголы, которые нужно заменить.

Карточка № 1
«Пришли старые зайцы, пришли маленькие зайчата, пришли старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого»

Учитель:
- Уточните, какие глаголы употреблены в тексте сказки. (собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи)
- Верно, автор подобрал более точные глаголы-синонимы. Они показывают, что поведение зайчика было настолько необычным, что собрались зайцы всех возрастов.
Включается аудиозапись смеха из одноименного мультфильма.
Учитель:
-Слышите? Раздаются странные звуки? Чей это смех? (смеются зайцы)
Учитель:
- Какие глаголы употребил писатель, чтобы передать смех зайцев? Назовите их. Слайд 11
Учитель:
-Почему им стало так смешно? (хвастовство не оправдано)
-Даже старые зайцы не сдерживаются.
Учитель:
-Зачитайте, что стали делать развеселившиеся зайцы? (начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли) Слайд 12

VI) Физпауза
Учитель:
-Значит и нам пора отдохнуть.
Дружно встали на разминку,
Потянули наши спинки.
1,2, 3,
Ты не упади, смотри.
*Мелодия – движения.
Всё, закончилась зарядка.
Мы пройдёмся для порядка.
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.

VII) Работа над темой урока. (Продолжение)
Учитель:
-Рассмотрите рисунок в учебнике на с.184. Зачитайте соответствующий эпизод.
-Можно ли сказать, что портрет героя меняется?
Слайд 13
-Что он делает? Каким он стал? (окончательно разошёлся, смешной и глупый)
Учитель:
- Расскажите, что произошло дальше? Изменилось ли состояние нашего героя? Слайд 14 (зайчик увидел волка и остолбенел, не смел дохнуть)
Учитель:
- Обратите внимание на стоп-кадры мультфильма. Слайд 15 Они иллюстрируют быструю смену событий. Прочитайте к каждой иллюстрации подходящий эпизод из сказки. (Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем покатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
Выборочное чтение по вариантам
Учитель:
Слайд 16
- Ребята 1 варианта, зачитайте эпизод о состоянии зайчика. (Долго бежал несчастный зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.)
- Ребята 2 варианта, найдите и прочитайте эпизод о том, что чувствовал волк. (А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а это был какой-то бешеный.)
Учитель:
- Когда зайчик перестал бояться? (когда он услышал, как его хвалят за смелость)
Учитель:
- Как изменилось поведение зайчишки? Слайд 17 (он приободрился. вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаз)

VIII) Обобщение
Учитель:
- Вспомните главный проблемный вопрос урока. Слайд 18 (Может ли трус стать храбрецом?)
- Как вы на него ответите? Слайд 19 (Может, если поверит в себя и свои силы)

IX) Домашнее задание
- Представьте себе, что волк вернулся. Подумайте, как будет вести себя зайчик в этом случае. Попытайтесь нарисовать его портрет в данной ситуации.










15